Понятие «свобода»: исторический аспект

Философско-правовой аспект проблемы

Вопрос №3. Основные философско-правовые категории и их эволюция

I. СВОБОДА – понятие, фиксирующее возможность деятельности и поведения в условиях отсутствия внешнего целеполагания.

Выделяют два типа свободы:

- негативную («свобода от...»);

- позитивную («свобода для...»).

 

Понятие «свобода воли»

Свобода воли – способность человека к самоопределению в своих действиях; понятие классической философии, традиционно рассматриваемое как наиболее важный аспект свободы в целом.

В контексте раннегреческой культуры в понятии свободы воли акцентируется юридическое значение.

Свободный человек – это гражданин полиса, тот, кто живет на земле своих предков. Противоположность ему – военнопленный, увезенный на чужбину и превращенный в раба. Исток свободы личности – полис, его земля (Солон); свободен от рождения живущий на земле полиса, где установлен разумный закон. Поэтому антоним термина "свободный" – не столько "раб", сколько "негрек", "варвар".

В гомеровском эпосе понятие свободы обнаруживает еще один смысл. Свободный человек тот, кто действует без принуждения, в силу собственной натуры. Предельно возможное выражение свободы – в действиях героя, преодолевающего судьбу и тем сравнивающегося с богами.

Теоретическая предпосылка научно-философской постановки вопроса о свободе воли складывается в мышлении софистов, противопоставлявших:

- «фюсис» (единственно возможный, порожденный самой природой порядок);

- «номос» (порядок жизни, самостоятельно устанавливаемый каждым народом).

Исторически понятие свободы развивалось в контексте философии власти, понимаемой как возможность внешнего целеполагания деятельности другого субъекта:

- "возможность проводить внутри данных общественных отношений свою собственную волю, даже вопреки сопротивлению" (М. Вебер);

- "способность или потенциальная возможность людей принимать решения, оказывающие влияние на действия других людей" (Т. Парсонс).

Более широкое понимание свободы включает:

- целеполагание (субъектная составляющая деятельности);

- возможность реализации этого целеполагания (объективно-предметная составляющая деятельности).

Отсутствие внешнего целеполагания не гарантирует подлинной свободы, т.к. остается ограниченность деятельности условиями ее протекания.

Понимание последних в качестве объективных задает традицию усеченного понимания свободы:

- фатализма в его как иррационалистских (типа астрологии), так и рационалистской (Дж. Локк /1632-1704/, Б. Спиноза /1632-1677/, П.С. Лаплас/1749-1827/) трактовках;

- марксистского определения свободы как "познанной необходимости" (К. Маркс /1818-1883/) и концепции "иронии истории" Р. Нибура /1892-1971/, фактически сводящих свободы к несвободе от "необходимости".

Так, Дж. Локк подчеркивал, что свобода не есть своеволие. Обращаясь к древним традициям естественного права, он указал принципы поведения, ведущие, в конечном счете, происхождение от Бога и определяющие, как человек может достойно пользоваться своей свободой.

Локк пытался ответить на возражения, возникавшие по мере того, как права все больше стали отождествлять со свободой. Возражения эти состояли в том, что права в таком понимании разрушают чувство общности, чувство взаимной ответственности людей за благополучие других.

По словам Карла Маркса, в обществе, где господствует такая концепция, люди эгоистичны; общество в лучшем случае играет лишь необходимую сдерживающую роль.

В неклассической философии проблема свободы выходит за пределы психологизма и гносеологизма свободы воли и развивается параллельно в:

1. экзистенциальной трактовке:

- обреченность человека на свободу у Ж.-П. Сартра(1905-1980);

- философия свободы как возможности бунта у А. Камю (1913-1960);

- свобода как надвитальный феномен в философии М. Шелера;

- свобода как преодоление отчуждения в контексте отношения "Я – Ты" у М. Бубера;

- "теология освобождения" в протестантском модернизме.

2. социокультурной трактовке:

- "Диалектика просвещения" М. Хоркхаймера и Т. Адорно;

- выход человека за пределы своей "одномерности" у Г. Маркузе (1898-1979);

- концепция "негативного гуманизма" А. Глюксмана;

- идеи "нерепрессивной" культуры и техники у Т. фон Роззака;

- свобода как "перехват истории" в революционном творчестве Х. Аренд.

В рамках экзистенциальной трактовки свободы последняя связывается с индивидуальным бытием личности, центрируя на себя субъективную систему ценностей.

В социокультурной трактовке свобода мыслится в качестве достигаемого, в отличие от феномена воли, соотносимого с индивидуальной сферой и мыслимого в качестве внутренне присущего ей.

В содержании понятия " свобода" имплицитно заложен вектор альтернативности (сознательного противостояния) социальному давлению: свобода конституируется именно в социальном контексте ("демократические свободы", "правовая свобода" и т.п.) как результат преодоления несвободы.

В современной философии проблема свободы артикулируется:

- в социальном приложении (концепция "либерального иронизма" Р.М. Рорти, постмодернистские аналитики свободы в контексте шизоанализа Ж. Делеза и Ф. Гваттари),

- в качественно новой своей постановке – как свобода текста и свобода его интерпретации (Ж. Деррида).

В качестве важнейшей правовой ценности сегодняшнего мирового общества является категория справедливости. Как отмечают многие исследователи права, в современном «дискурсе справедливости» органично объединяются этика, право и политика.

По мнению А.А. Ивина (род. 1939), свобода – многозначное понятие, крайние значения которого:

1. свобода как возможность индивида самому определять свои жизненные цели и нести личную ответственность за результаты своей деятельности;

2. свобода как возможность действовать в направлении цели, поставленной коллективом или обществом.

Первый подход можно назвать индивидуалистическойсвободы, второй – коллективистическойсвободы; между этими полюсами располагаются различные промежуточные варианты понимания свободы.

С т.зр. индивидуалистической свободы коллективистическая свобода кажется явной «несвободой»; с т.зр. второй первая является «формальной», «бесполезной» и даже «репрессивной».