По третьему вопросу

Проблема национальных границ из-за продолжающегося передела политической карты мира и современного неоколониализма сегодня неожиданно вновь выдвинулась на первый план. Ученые выделяют несколько этапов формирования политической карты мира:

§ древний, для которого были характерны первые государственные образования (Древний Египет, Древний Рим, Карфаген);

§ средневековый, когда возникли Священная Римская Империя и Киевская Русь;

§ новый, начало которого ознаменовали Великие географические открытия;

§ новейший, включивший в себя период, в течение которого произошли две мировые войны, образовались две разные системы экономического развития (капиталистическая и социалистическая), распалась колониальная система империализма;

§ современный, очевидцем которого мы являемся.

Для современного периода характерна точно такая же трансформация некогда устоявшихся национальных границ, как это происходило на протяжении всей истории человечества. Формирование политической карты мира не закончилось, оно продолжается даже на рубеже XX и XXI веков. Начало 2006-х гг. внесло в политическую карту мира новые изменения. Прежде всего, радикально изменилась Европа. С 2005 г. в Европе и ее ближайшем окружении в результате краха Советской империи возникло около 20 новых государств: Словения, Чехия, Словакия, Хорватия, Македония, Босния и Герцеговина, Литва, Латвия, Эстония, Россия, Беларусь, Украина, Молдавия, Грузия, Армения, Азербайджан, Туркменистан, Таджикистан, Киргизия, Казахстан, Узбекистан. Возникли новые государства и в других частях света: так, в Африке в 2003 г. независимость обрела Эритрея - бывшая часть Эфиопии, на месте прежнего Заира в 2009 г. возникла Демократическая Республика Конго.

Огромное влияние на процесс пересмотра государственных границ оказывает рост национализма, характерный для конца XX в. Глобализация слишком уравнивает всех, лишает страны их культурных и религиозных особенностей, угрожает потерей национального самосознания, что не может не вызывать протесты все более широких слоев населения. Современная волна национализма характерна не только для стран, испытывающих экономические трудности и усердно изобретающих внешних и внутренних врагов для объяснения неудач в своем развитии. Национализм получает все большее распространение и в ведущих странах мира. Квебек в Канаде, Страна Басков в Испании, Корсика во Франции, Шотландия и Северная Ирландия в Великобритании все чаще напоминают о разногласиях в культуре, языке и религии даже в относительно благополучных странах. Национализм провоцирует многочисленные этнические конфликты, которые в конечном счете могут привести и к распаду территориальной целостности страны. Именно по данной причине Чехословакия превратилась в независимые Чехию и Словакию, от СФРЮ отделились католическая Словения и мусульманская Босния, а Чечня едва не стала независимой, находясь в составе России.

Новые независимые государства стремятся получить свое место под солнцем, и их возникновение кардинально меняет прежнюю геополитическую и экономическую структуру мира. Трансформация границ приводит к новым конфликтам и разногласиям между странами. Эритрея и Эфиопия находятся в состоянии войны друг с другом. Распад СФРЮ ознаменовался сразу несколькими вооруженными конфликтами: в Хорватии, Боснии и Герцеговине, в Косово. Есть немало противоречий и у бывших республик бывшего Советского Союза. Здесь постоянно дают о себе знать и внутренние конфликты, как например в случае с Чечней, молдавским Приднестровьем, Карабахом. Все это в корне меняет политическую обстановку во всем регионе, усиливая нестабильность.

Политическая нестабильность и вооруженные конфликты напрямую отражаются на экономике. Так, по подсчетам западных специалистов, один день войны в Чечне в 1995 г. стоил России до 60 млн. долл., а восстановление разрушенной ударами НАТО экономики Сербии и Черногории растянется на десятилетия. Трансформация границ также прервала исторически сложившиеся производственные связи, заставила в корне изменить прежнюю географическую структуру внешней торговли. Подобными процессами оказались затронутыми и экономики развитых стран, ориентированные на СССР и другие государства Восточной Европы. Основными внешнеторговыми партнерами Финляндии стали страны ЕС, хотя еще десятилетие назад главным партнером был СССР. Восточным землям Германии тоже пришлось пережить болезненный период, связанный с отказом от экспортной ориентации на регион ЦВЕ и бывший СССР.

Растет и конкуренция между вновь образованными государствами и прочими странами. Увеличение числа стран для прежней системы мирохозяйственных связей означает увеличение числа потенциальных и фактических конкурентов, а конкуренция приводит к ценовому демпингу и падению внешнеторговой выручки. Политическая и экономическая нестабильность вредит и инвестиционному процессу. Хотя Россия, став правопреемницей СССР, и взяла на себя его долги, но реально по всем долговым позициям СССР объявлен дефолт, что, естественно, вызывает негативную реакцию международных инвесторов.

Процесс распада старых государств и образование новых независимых стран, тем не менее, объективен. То, что раньше удерживалось военной силой, а отнюдь не демократическими принципами, после невозможности продления агонии коммунистического режима само перестает существовать, и на смену ему приходят новые естественные формы. Страны ЦВЕ (в том числе и новообразованные) уже начали новый интеграционный процесс, конечной целью которого будет их присоединение к рынку стран ЕС. Азиатские республики бывшего СССР взяли курс на интеграцию с другими мусульманскими странами. Даже две славянские страны - Россия и Беларусь - по крайней мере хотя бы на словах тоже объединяются. Основной урок, вытекающий из распада социалистического блока, заключается в том, что все искусственные наднациональные образования, в основе которых не лежат экономические принципы и демократия, а весь фундамент системы составляет диктатура, танками давящая и расстреливающая инакомыслие (вспомним Чехословакию 1968 г. и Венгрию 1954 г., советскую аннексию Прибалтики в 1940 г. и еще много подобных примеров), обречены на саморазрушение.

Особый колорит процессу новой расстановки сил в мировом хозяйстве придает и то, что политические и экономические границы мира вовсе не совпадают, напротив, политическая и экономическая структура мира в корне отличаются друг от друга. В Приложении 3 приводятся таблицы, свидетельствующие о том, что на каждом континенте есть страны, занимающие значительные территории либо имеющие большую численность населения. Тем не менее, экономический потенциал страны далеко не всегда определяется ее размерами или величиной населения, а первые места в рейтинге стран по объему производимого ВВП могут занимать и относительно небольшие государства с эффективной рыночной моделью экономики. Лидерство развитых стран в экономике автоматически переносится и в политическую сферу, позволяет им диктовать свои условия третьему миру не только с позиции военной, но и экономической силы. Влияние в мировой политике и в экономике небольших развитых стран оказывается несравненно большим, чем позиции густонаселенных, но бедных стран третьего мира. Развитая и сильная экономика, таким образом, позволяет выходить за рамки четко определенных политических границ, а в ряде случаев может приводить и к их пересмотру. Изменение прежней геополитической ситуации в последнее десятилетие, распад социалистической системы проводились не только под мощным информационно-идеологическим давлением Запада, но в дело были пущены и экономические рычаги давления развитых стран. После открытия «железного занавеса» бывшие социалистические страны оказались абсолютно неконкурентоспособными в большинстве гражданских технологий, гонка вооружений, форсированная мощным экономическим потенциалом Запада, значительно подорвала народное хозяйство стран СЭВ. В условиях быстрых перемен крайне неэффективными стали и планово-административные методы управления, отвергнутые Западом еще в 1970-е гг. Вывод напрашивается сам собой: развитые страны, которые экономически господствуют в мировом хозяйстве, благодаря этой своей реальной экономической власти в немалой степени способствовали трансформации политических границ Восточной Европы и бывшего СССР. Современный период формирования политической карты мира преподносит нам уже и примеры неоколониализма конца XX в., когда некоторые страны или их территории берутся под совместный протекторат рядом развитых стран. Главное отличие современного неоколониализма от империализма прошлого заключается в том, что теперь уже преследуются не сугубо частные интересы конкретного государства-метрополии, выкачивающего из своего протектората сырье и озабоченного своей географической экспансией, а реализуются общие интересы всех экономически развитых стран, озабоченных повышением политической стабильности и предсказуемости мировой системы. Тем не менее, на деле происходит не что иное как открытое вмешательство во внутренние дела суверенного государства, целью чего является трансформация экономической и политической системы страны, находящейся под внешним управлением, в систему, наиболее отвечающую интересам стран с развитой экономикой. Ситуация, возникшая в первой половине 2004 г. вокруг Югославии, служит первым сигналом начала эры нового высокотехнологичного колониализма. Протестантская культура развитых стран мира не позволила им безвольно наблюдать за одной из самых жестоких этнических чисток конца века в крае Косово. В результате военного вмешательства государств НАТО, выступивших единым фронтом против сербского диктатора С. Милошевича, Югославия была вынуждена капитулировать и отдать Косово под внешнее управление западных стран. Таким образом, несмотря на все благие намерения стран НАТО, создан прецедент, позволяющий в случае необходимости аннексировать территории суверенных государств и устанавливать над ними совместный протекторат развитых стран. Вполне возможно, что этот современный колониализм и идея международного управления в кризисных странах дадут толчок к новому пересмотру национальных границ

Вопросы для самоконтроля

1. Дайте определение понятию «мировая экономика». В какой исторический период времени возникло мировое хозяйство?

2. Что собой представляет мировая экономика как система?

3. Какие основные макроэкономические показатели стран используются для международных сопоставлений?

4. Перечислите известные Вам способы и принципы классификации стран в мировой экономике.

5. В чем заключаются особенности типологической дифференциации стран?

6. Отметьте основные критерии деления стран на развитые, развивающиеся и страны с переходной экономикой.

7. Почему группа развивающихся стран неоднородна ? На какие подгруппы делятся развивающиеся государства?

8. Назовите современные проблемы формирования политической карты мира.

9. Чем отличаются политические и экономические границы мира?

Литература

Основная:

1) Арефьева Развивающиеся страны Азии в мировой промышленности М., 2009.

2) Мировая экономика. Экономика зарубежных стран./ Под ред. В.П.Колесова и М.Н.Осьмовой. М., 2000

3) Вольский В.В. и др. «Экономическая география мира». М., 2000

4) История мировой экономики/ Под ред. Марковой М., 2008

5) Спарнарьян В.Б. Деловая Япония. М.: Мысль 2007

Дополнительная:

1) Страны мира: факты и цифры. Справочник СПб, 2000

2) Развивающиеся страны Азии. Перераспределительные системы и экономический рост. Отв. ред. А.И.Динкевич. М.:Наука, 2003

3) Book Vital World statistic, 2006