Тема 1.2. Организация и информационное обеспечение анализа хозяйственной деятельности

Аналитическая работа на предприятии подразделяется на следующие организационные этапы:

1. Выделение объектов анализа.

2. Планирование аналитической работы.

3. Информационное и методическое обеспечение анализа.

4. Аналитическая обработка полученной информации.

5. Оформление результатов анализа.

6. Разработка рекомендаций по результатам анализа и контроль за их внедрением на предприятии.

На крупных промышленных предприятиях организацию и управление аналитической работой осуществляет главный экономист или заместитель директора по экономическим вопросам. На средних и мелких предприятиях возглавляет аналитическую работу начальник планового отдела или главный бухгалтер. Иногда для проведения комплексного анализа хозяйственной деятельности на предприятии или в качестве независимых экспертов и консультантов привлекаются специализированные организации (например, консалтинговые или аудиторские фирмы).

Источники информации, которые используются при проведении анализа хозяйственной деятельности, можно подразделить на плановые, учетно-отчетные и внеучетные.

Плановые источники включают в себя различные планы, нормы и нормативы, сметы, ценники, проектные задания.

К учетно-отчетным источникам следует отнести данные бухгалтерского, статистического и оперативно-технического учета и отчетности.

Внеучетные источники информации – федеральные законы и другие официальные документы, хозяйственно-правовые документы, материалы ревизий, аудиторских проверок, материалы производственных совещаний, собраний трудового коллектива, заседаний совета директоров, техническая и технологическая документация, средства массовой информации и пр.

Совокупность информационных потоков, исходящих из разных источников, можно определить как систему экономической информации, основными принципами создания которой должны являться полезность, объективность, единство и оперативность.

В системе экономической информации для целей анализа отдельно можно выделить микроуровневую маркетинговую систему информации. Основной задачей этой системы является наблюдение за рынком в целях обеспечения соответствия предприятия рыночным условиям, поэтому она включает в себя:

· информацию о внутрифирменных информационных потоках;

· информацию о состоянии рынка;

· маркетинговые наблюдения и анализ (для изучения конкретных проблем маркетинга);

· систему поддержки маркетинговых решений (применение экономико-математического моделирования).

Эффективность аналитической работы может быть повышена посредством ее компьютеризации. К ряду достоинств применения ЭВМ для целей анализа относятся следующие:

· сокращение сроков проведения анализа;

· более полное использование информации;

· точность расчетов;

· постановка и решение многомерных задач.