Антропологии

Тема 4. Эмпирическая методология

 

Теоретические подходы и методы анализа находят свое воплощение в программе эмпирического исследования, цель которого — проверить выдвинутые социальным антропологом или социологом теоретические допущения (гипотезы).

Программа исследования — основной инструмент, на базе которого в социальных и гуманитарных науках организуется и проводится эмпирическое исследование.

Под эмпирическим исследованием понимается сбор первичных данных, проведенный по определенной программе и с использованием правил научного вывода, предоставляющий в распоряжение ученого репрезентативную информацию. Технология (методика и методы) сбора данных отвечает на вопрос «как получены данные», а сами данные представляют результат исследовательского поиска и отвечают на вопрос «что получено в исследовании». Стратегия эмпирического исследования задается программой исследования, куда входят теоретическая модель предмета исследования, эмпирическая схема объекта исследования, методы и методика получения данных, их анализ и интерпретация, но не входит научный отчет, в котором описаны итоги.

Программа исследования включает подробное, четкое и завершенное изложение следующих узловых моментов: 1) методологическая часть — формулировка и обоснование проблемы, указание цели, определение объекта и предмета исследования, логический анализ основных понятий, формулировка гипотез и задач исследования; 2) методическая часть — определение обследуемой совокупности, характеристика используемых методов сбора первичной социологической информации, логическая структура инструментария для сбора этой информации, логические схемы ее обработки на ЭВМ.

Эмпирическое исследование — система логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, связанных между собой единой целью: получить достоверные данные об изучаемом явлении или процессе для их последующего использования в практике.

В зависимости от того, какой критерий берется за основание классификации, выделяют несколько видов эмпирического исследования.

По глубине анализа социальной проблемы и масштабу охвата событий различают пробное, описательное и аналитическое исследования.

По применяемому методу сбора данных различают опрос, наблюдение, анализ документов, эксперимент.

По цели исследования — изучается статика или динамика явления — выделяют еще два вида социологического исследования: точечное и повторное.

По объему охвата объекта исследования типы исследования делятся на сплошные и выборочные.

По месту проведения исследования в социологии, психологии и антропологии выделяют полевые (естественные) и лабораторные.

Полевое исследование (field research) — изучение социальных явлений методом непосредственного наблюдения за поведением людей в реальных жизненных ситуациях. В каждой из этих наук сложились собственная традиция, практика и понимание полевого исследования.

Для получения массового материала успешно применяется опрос, в том числе анкетирование, позволяющее использовать затем статистический анализ собранных данных. Анкеты могут заполняться как самим населением, так и этнографами в процессе ведения полевой работы

Выборочное обследование представляет собой способ систематического сбора данных о поведении и установках людей посредством опроса специально подобранной группы респондентов, дающих информацию о себе и своем мнении. Свое название оно получило благодаря использованию специальной процедуры отбора из огромной совокупности единиц исследования (генеральной совокупности) небольшой части (выборочной совокупности), которая достаточно точно отражает основные параметры целого.

и сплошные приемы обследования. В последнем случае изучаются и детально фиксируются все жилища, хозяйственные постройки семьи, скот (включая количественную инвентаризацию).

Повторные исследования — это совокупность нескольких исследований, проведенных по единой программе и инструментарию последовательно через определенные промежутки времени и призванных получить результаты, характеризующие динамику изменения объекта.

Лабораторный эксперимент — методическая стратегия, направленная на моделирование деятельности индивида в специальных условиях. Он основан на создании искусственных ситуаций, позволяющих изменять контролируемые переменные и следить за сопутствующими изменениями зависимых переменных. Чаще всего такой метод требует специального оснащения, а порой и применения технических приспособлений.

В антропологии и социологии биографический метод чаще всего относят к разновидностям метода интервью, хотя нередко выделяют в самостоятельный вид эмпирического исследования. Он используется для описания типичной структуры жизненного пути и особенностей коллективной биографии отдельных поколений на основе анализа социально-исторических данных, реконструирования жизненного мира отдельных индивидов на основе изучения личных документов (переписки, дневников, автобиографий, социальных биографий и др.).

Монографическое исследование — 1) в узком смысле обследование одного или нескольких объектов в рамках хорошо разработанной теории. Напоминает case study, в отличие от которого не преследует получения нового знания, а стремится к постановке точного социального диагноза, например к анализу организационной структуры конкретного предприятия; 2) в широком смысле любое исследование одного или нескольких объектов не только с познавательной, но и с практической целью.

Монографическое исследование не претендует на получение репрезентативной информации. Его задача — детальный анализ нового явления, отсутствие информации о котором делает невозможным проведение широкого выборочного исследования. Результаты монографического исследования используются при разработке программ крупномасштабных эмпирических исследований.

Особую роль в полевой этнографии и антропологии играют способ фиксации материалов в форме рассказов информаторов о тех или иных случаях в их жизни (case study method), а также запись и анализ бесед местных жителей по тем или иным вопросам, характеризующим традиционно-бытовую культуру.

В общем виде «анализ случая» можно определить как углубленное выборочное исследование какой-либо проблемы на одном отдельно взятом, но представительном объекте. При этом предмет исследования, его взаимосвязь с объектом изучаются с большей подробностью и тщательностью. Сущность такого исследования заключается в том, чтобы, детально изучив один или несколько случаев, раскрыть содержание глубинных процессов, протекающих в обществе, лучше понять изучаемое явление и предложить множественную интерпретацию.

Уже в течение нескольких столетий историки, археологи, этнологи, антропологи и другие ученые разных стран с успехом используют в своих исследованиях данные, полученные в результате реконструкции и исторического эксперимента. Довольно часто при нехватке письменных источников ученым приходится реконструировать те условия, в которых жил и трудился человек в далекую эпоху. Когда сегодня ученые пытаются развести огонь при помощи тех предметов, например, двух кресал, которые имелись у древнего человека и тем самым доказать гипотезу об артефакт-ном «приручении» огненной стихии (наряду с ней в науке существует гипотеза о естественном источнике — зажигании костра от молнии или вулкана, а затем поддерживании пламени в первобытном жилище), то они проводят, с одной стороны, натурный эксперимент, с другой — экспостфактум эксперимент. Ученые искусственно создают ситуацию, в которой якобы находились первобытные люди, а также те трудовые действия, которыми они пользовались, ничего не зная, как это было на самом деле. Они полагаются на принцип аналогии и идеализации. Никогда нельзя быть точно уверенным, что наши далекие предки поступали в точности так, как ведет себя участник эксперимента, или же различные реплики (копии) древних орудий труда, одежды, оружия абсолютно соответствуют своим прототипам.