Общество как исторический процесс.

Лекция 15.

22.05.2013.

1) Рационалистическое толкование исторического процесса.

Социальная философия – область философии, главный вопрос которой состоит в том, что есть общество и какое в нем место отведено человеку; как общество влияет на человека и как человек влияет на общество; взаимодействие человека и общества в зависимости от их меняющихся потребностей (как материальных, так и духовных).

2 вида социальной философии:

  1. Ценностная (отвечает на вопросы о смысле жизни человека в обществе и истории. В качестве решаемой задачи ставится желаемая форма общества, в которой человек мог бы следовать своему предназначению, в котором бы соблюдались нормы достойного существования человека).
  2. Рефлективная (исследует общество, историю и человека в аспекте сущего, т.е. интересуется собственной логикой их бытия. Здесь анализируется сущность социальной реальности, как подсистемы единого и целостного мира).

По-другому социальную философию можно назвать философией истории.

Термин философии истории был введен в XVIII веке Вальтером.

Вальтер в человеческой истории видел творчество самих людей, а не проявление божественной воли, т.е он не разделял и не придерживался идей провиденциализма.

Провиденциализм – религиозный взгляд на историю как на реализацию божественного замысла по спасению человека.

Вальтер придерживался рационалистического толкования истории, которое говорило о том, что история и есть воплощение естественных законов, а также разума человека. Рационалистическое толкование получило широкое распространение в эпоху Просвещения.

Бэкон и Гоббс придерживаются рационалистических взглядов на историю.

Джамбаттиста Вико – итальянский философ. Он исходил из того, что история имеет:

· Закономерный характер;

· Объективный характер.

Закономерный характер обозначает, что люди реализуют естественные законы и подчиняются им. Вико считал, что историческая наука способна познавать только результаты человеческой деятельности. Он сичтал, что история имеет прогрессивный характер, и в своем прогрессивном развитии каждый народ проходит 3 исторических е эпохи:

I. Божественная эпоха (нет государства, функции управления выполняют жрецы);

II. Героическая эпоха (появляется государство, господствующую роль осуществляет аристократия);

III. Человеческая эпоха (демократическая республика или представительная монархия).

Смена эпох происходит не автоматически и не мирным путем, а в ходе ожесточенной борьбы между различными слоями общества. Каждый цикл завершается кризисом и распадом старого общественного строя.

Гегель внес огромны вклад в разработку философии истории; он обращается к проблемам философии истории: история – это процесс, имеющий закономерный характер; история подчиняется естественным законам.

Гегель указывает на отличие закономерностей истории от природных закономерностей. Он говорит, что историческая закономерность может реализовываться только в ходе сознательной деятельности людей. субъективные цели отдельных людей не совпадают с совокупным историческим результатом. Люди в своей жизни преследуют свои частные интересы, тем самым, не осознавая того, реализуя объективную историческую закономерность.

Историю человечества движет мировой дух. Мировой дух воплощается в деятельности миллионов людей. Мировой дух имеет цель. Целью мирового духа является развитие свободы, в том числе и свободы в гражданском обществе. Реализуя свою цель, Мировой дух сам сознает себя более свободным. Поэтому, мы можем сказать, что философиня особенно сильно обкурилась перед этой лекцией и история есть прогресс в сознании свободы.

Французских ученый и философ Сен Симон выдвинул плодотворную идею о том, что определяющую роль в развитии общества играет индустрия.

Под индустрией Сен Симон понимал экономическую деятельность людей и соответствующие ей формы собственности. Здесь прослеживается некая непоследовательность материала. Однако, Сен Симон не индустрию рассматривал в качестве движущей силы общества. Он считал, что в основе человеческой истории лежат идеи. С идей начинается движение, следовательно, именно идеи движут историю.

Сен Симон предлагал 3ступенчатую систему исторического развития:

I. Теологический этап.

На этом этапе господствуют религиозные идеи. Ему соответствуют рабовладельческий и феодальный строй.

II. Метафизический этап.

В основе жизни общества лежали философские идеи. Для него характерен кризис и распад феодального строя.

III. Позитивный этап.

Он лишь прогнозировался. Это будущее. Для него характерно господство научных идей, носителями которых должны стать ученые, а также индустриалы-промышленники.

2) Основные этапы социальной динамики.

В философских концепциях, которые описывают общество как процесс, можно выделить 3 основных типа социальной динамики:

· Циклический;

· Линейный;

· Спиралевидный.