Общество как исторический процесс.
Лекция 15.
22.05.2013.
1) Рационалистическое толкование исторического процесса.
Социальная философия – область философии, главный вопрос которой состоит в том, что есть общество и какое в нем место отведено человеку; как общество влияет на человека и как человек влияет на общество; взаимодействие человека и общества в зависимости от их меняющихся потребностей (как материальных, так и духовных).
2 вида социальной философии:
- Ценностная (отвечает на вопросы о смысле жизни человека в обществе и истории. В качестве решаемой задачи ставится желаемая форма общества, в которой человек мог бы следовать своему предназначению, в котором бы соблюдались нормы достойного существования человека).
- Рефлективная (исследует общество, историю и человека в аспекте сущего, т.е. интересуется собственной логикой их бытия. Здесь анализируется сущность социальной реальности, как подсистемы единого и целостного мира).
По-другому социальную философию можно назвать философией истории.
Термин философии истории был введен в XVIII веке Вальтером.
Вальтер в человеческой истории видел творчество самих людей, а не проявление божественной воли, т.е он не разделял и не придерживался идей провиденциализма.
Провиденциализм – религиозный взгляд на историю как на реализацию божественного замысла по спасению человека.
Вальтер придерживался рационалистического толкования истории, которое говорило о том, что история и есть воплощение естественных законов, а также разума человека. Рационалистическое толкование получило широкое распространение в эпоху Просвещения.
Бэкон и Гоббс придерживаются рационалистических взглядов на историю.
Джамбаттиста Вико – итальянский философ. Он исходил из того, что история имеет:
· Закономерный характер;
· Объективный характер.
Закономерный характер обозначает, что люди реализуют естественные законы и подчиняются им. Вико считал, что историческая наука способна познавать только результаты человеческой деятельности. Он сичтал, что история имеет прогрессивный характер, и в своем прогрессивном развитии каждый народ проходит 3 исторических е эпохи:
I. Божественная эпоха (нет государства, функции управления выполняют жрецы);
II. Героическая эпоха (появляется государство, господствующую роль осуществляет аристократия);
III. Человеческая эпоха (демократическая республика или представительная монархия).
Смена эпох происходит не автоматически и не мирным путем, а в ходе ожесточенной борьбы между различными слоями общества. Каждый цикл завершается кризисом и распадом старого общественного строя.
Гегель внес огромны вклад в разработку философии истории; он обращается к проблемам философии истории: история – это процесс, имеющий закономерный характер; история подчиняется естественным законам.
Гегель указывает на отличие закономерностей истории от природных закономерностей. Он говорит, что историческая закономерность может реализовываться только в ходе сознательной деятельности людей. субъективные цели отдельных людей не совпадают с совокупным историческим результатом. Люди в своей жизни преследуют свои частные интересы, тем самым, не осознавая того, реализуя объективную историческую закономерность.
Историю человечества движет мировой дух. Мировой дух воплощается в деятельности миллионов людей. Мировой дух имеет цель. Целью мирового духа является развитие свободы, в том числе и свободы в гражданском обществе. Реализуя свою цель, Мировой дух сам сознает себя более свободным. Поэтому, мы можем сказать, что философиня особенно сильно обкурилась перед этой лекцией и история есть прогресс в сознании свободы.
Французских ученый и философ Сен Симон выдвинул плодотворную идею о том, что определяющую роль в развитии общества играет индустрия.
Под индустрией Сен Симон понимал экономическую деятельность людей и соответствующие ей формы собственности. Здесь прослеживается некая непоследовательность материала. Однако, Сен Симон не индустрию рассматривал в качестве движущей силы общества. Он считал, что в основе человеческой истории лежат идеи. С идей начинается движение, следовательно, именно идеи движут историю.
Сен Симон предлагал 3ступенчатую систему исторического развития:
I. Теологический этап.
На этом этапе господствуют религиозные идеи. Ему соответствуют рабовладельческий и феодальный строй.
II. Метафизический этап.
В основе жизни общества лежали философские идеи. Для него характерен кризис и распад феодального строя.
III. Позитивный этап.
Он лишь прогнозировался. Это будущее. Для него характерно господство научных идей, носителями которых должны стать ученые, а также индустриалы-промышленники.
2) Основные этапы социальной динамики.
В философских концепциях, которые описывают общество как процесс, можно выделить 3 основных типа социальной динамики:
· Циклический;
· Линейный;
· Спиралевидный.