Подзаконные акты.

Законы и

Ведущее место в системе нормативных актов занимают законы. Акты остальных видов издаются на основе и во исполнение законов и потому называются подзаконными.

Высшей юридической силой среди нормативных актов обладает Конституция Российской Федерации, которая определяет организацию государственной власти, закрепляет основы консти­туционного строя, федеративных отношений, основные права и обязанности граждан.

Конституция Российской Федерации представляет собой юри­дическую базу для всего действующего законодательства. Осно­вополагающие установления Конституции развиваются и детали­зируются в других нормативных актах. Причем все они, от какого бы органа ни исходили, должны соответствовать Конституции. В противном случае любой акт (или его часть) признается недейст­вующим.

Вторыми по значимости нормативными актами являютсяза­коны.

В юридическом смысле законэто нормативный акт, принимаемый в особом порядке, обладающий после Конституции наибольшей юридической силой и направленный на регулирова­ние наиболее важных общественных отношений.

Законы в Российской Федерации принимаются высшими представительными органами как самой Федерации, ее субъектов, так и соответственно народным голосованием (референдумом). Этим обусловлено верховенство закона и придание ему наиболь­шей юридической силы по отношению к нормативным актам всех других государственных органов, которые, как уже говорилось, считаются подзаконными и не могут противоречить закону. При­нятие нового закона обычно влечет за собой необходимость от­мены или внесения изменений во все другие акты по урегулиро­ванному новым законом вопросу. Сам же закон может быть отменен лишь той инстанцией, которая этот закон приняла, Закон, принятый на референдуме, обладает высшей юридической силой и в каком-либо утверждении не нуждается.

Важной отличительной чертой закона является то, что в нем всегда содержатся юридические нормы, то есть он всегда норма­тивен. Этим он отличается как от актов других органов, так и от иных видов актов высшего представительного органа — постанов­лений, деклараций, посланий, обращений.

Законом обычно регулируются наиболее важные отношения в Обществе, устанавливаются отправные начала правового регули­рования. Нормы, содержащиеся в актах других видов, основыва­ются на нормах законов, являются производными от них.

Законы, наконец, издаются в определенном порядке. Для их Принятия характерна особая законотворческая процедура.

Каждый закон проходит обязательные стадии, которые нашли законодательное оформление в регламентах высших представи­тельных органов.

Будучи едиными по способу формирования, положению в Правовой системе государства и роли в регулировании обществен­ных отношений, законы делятся на определенные виды. В частности, по значимости содержащихся в них норм они делятся на конституционные и обыкновенные.

Федеральный, конституционный закон является разновидностью феде­рального закона. Федеральные конституционные законы принимаются для регулирования вопросов, прямо указанных в Конституции РФ. Сре­ди них вопросы: о военном положении; о чрезвычайном положении; о принятии в Российскую Федерацию и образовании в ее составе ново­го субъекта; о изменении статуса субъекта РФ; о государственном гербе, гимне и флаге Российской Федерации; о референдуме; о судебной системе; о судах основного звена; о Конституционном Суде РФ; о Верховном Суде РФ; о Высшем арбитражном суде РФ; о Конституционном собрании РФ.

Федеральный конституционный закон считается принятым, если за него проголосовало более 2/3 депутатов Государственной Думы (301 и бо­лее) и 3/4 членов Совета Федерации (134 и более). Президент РФ обязан в течение 14 дней подписать и обнародовать федеральный конституционный закон, если за него проголосовало соответствующее большинство (2/3 и ¾) обеих палат парламента. Права вето в отношении федерального конституционного закона Президент РФ не имеет (ст. 108 Конституции РФ)..

Федеральный конституционный закон обладает более высокой юриди­ческой силой по сравнению с федеральным законом. Нормы федераль­ного конституционного закона обладают повышенной стабильностью и занимают промежуточное положение между нормами федерального закона и конституционными нормами.