Медицинские информационные системы территориального уровня
Классификация компьютерных медицинских систем.
Классификация медицинских компьютерных систем основана на иерархическом принципе и соответствует многоуровневой структуре здравоохранения.
Структура здравоохранения включает следующие уровни:
- базовый или клинический уровень (врачи разного профиля);
- уровень учреждений (поликлиники, стационары, диспансеры, скорая помощь);
- территориальный уровень (профильные и специализированные медицинские службы и региональные органы управления);
- федеральный уровень (федеральные учреждения и региональные органы управления).
В пределах каждого уровня системы обычно классифицируются по функциональному принципу, т.е. по целям и задачам, решаемым системой.
Системы базового уровня.
Системы этого уровня предназначены для компьютерной поддержки работы врачей различных специальностей.
Системы позволяют повысить качество работы, особенно в условиях массового обслуживания при дефиците времени и квалифицированных специалистов.
По решаемым задачам медицинские системы базового уровня разделяют на:
- информационно – справочные системы предназначены для поиска и выдачи медицинской информации по запросу пользователя; информация носит предметный характер: противоядия; физиологические нормы; симптоматика, течение и лечение конкретного заболевания; клинические нормативы и статистические данные. Наметилась тенденция интеграции И-С систем в единую информационную сеть Интернет.
- консультативно – диагностические системы предназначены для диагностики патологических состояний (включая прогноз и выработку рекомендаций по способам лечения) при заболеваниях различного профиля и для различных категорий больных. Входная информация – данные о наблюдаемых у пациента симптомах, которые вводятся в компьютер в диалоговом режиме; Выходная – перечень необходимых исследований, диагноз, лечение.
- приборно-компьютерные системы предназначены для информационной поддержки и/или автоматизации диагностического и лечебного процессов, осуществляемых при непосредственном контакте с организмом больного.
Развитие этих систем шло в двух направлениях:
1) Оснащение медицинской аппаратуры специализированными вычислительными устройствами (применялись простейшие микроконтроллеры, которые осуществляют управление и производят несложную обработку информации, результаты работы выводятся на специальное табло (ЖКИ дисплей));
2) Подключение мед.аппаратуры к ЭВМ (ЭВМ сопрягались со стандартной аппаратурой).
Сейчас оба этих направления практически слились.
По функциональным возможностям ПКС делятся на:
1. специализированные (однофункциональные) предназначены для проведения одного вида исследования,
2. многофункциональные (несколько видов исследований);
3. комплексные (обеспечивают комплексную автоматизацию решения важной мед. задачи. Пример, мониторная система для автоматизации палаты интенсивного наблюдения – отслеживает важнейшие физиологические параметры пациента и контролирует функционирование аппаратов ИВЛ).
- автоматизированные рабочие места предназначены для автоматизации всего технологического процесса врача соответствующей специальности и обеспечивают информационную поддержку при принятии диагностических и тактических (лечебных, информационных и др.) врачебных решений.
Рассмотренные выше структуры входят в состав АРМ.
По назначению АРМ делят на 3 группы:
1. АРМы лечащих врачей (может быть автономным или входить в состав системы более высокого уровня);
2. АРМы медработников парамедицинских служб (лабораторий, аптек, отделения переливания крови);
3. АРМы для административно-хозяйственных подразделений.
Медицинские компьютерные системы уровня лечебно-профилактических учреждений.
- ИС консультативных центров. Предназначены для обеспечения функционирования соответствующих подразделений и информационной поддержки врачей при консультировании, диагностике и принятии решений при неотложных состояниях.
Подразделяются на:
1. Врачебные консультативно-диагностические системы для служб скорой и неотложной помощи;
2. Системы для дистанционного консультирования и диагностики неотложных состояний в педиатрии
- Банки информации медицинских учреждений и служб. Содержат сводные данные о качественном и количественном составе работников учреждения, прикрепленного населения, основные статистические сведения, характеристики районов обслуживания и другие необходимые сведения.
- Персонифицированные регистры (базы и банки данных). Это разновидность информационно-справочных систем, содержащих информацию на прикрепленный или наблюдаемый контингент на основе формализованной истории болезни или амбулаторной карты. Регистры обеспечивают участковым, семейным врачам, специалистам, ординаторам и т. п. возможность быстрого получения необходимой информации о пациенте, контроля за динамикой состояния, анализ качества лечебно-профилактических мероприятий, получение статистических отчетных форм.
- Скрининговые системы. Предназначены для проведения доврачебного профилактического осмотра населения, а также для врачебного скрининга для формирования групп риска и выявления больных, нуждающихся в помощи специалиста (массовые обследования населения).
- ИС ЛПУ. Это информационные системы, основанные на объединении всех информационных потоков в единую систему и обеспечивающие автоматизацию различных видов деятельности учреждения. В соответствии с видами ЛПУ обычно различают программные комплексы информационных систем: «Стационар», «Поликлиника», «Скорая помощь». (Выходная информация таких систем используется как для решения задач управления соответствующего ЛПУ, так и для решения задач системами вышестоящего уровня.)
ИС ЛПУ обычно состоит из 3 подсистем:
1. Медико-технологической (обеспечивает поддержку деятельности врачей различных специальностей);
2. Организационной (управляет потоками больных, коечным фондом стационара, посещение поликлиник; регистратура, диспетчер, медстатистика);
3. Административной (финансово-экономическая и административно-управленческая деятельность)
Решает задачи:
- Контроль за деятельностью подразделений;
- Анализ объема и качества работы врачей;
- Контроль за плановыми сроками наблюдения диспансерных групп;
- Комплектование штатов;
- Учет труда и заработной платы;
- Учет материальных ресурсов
Административная деятельность ЛПУ наиболее компьютеризирована (Существуют АРМы руководителей, экономистов, бухгалтеров, статистиков, кадровых работников).
Подсистемы объединены в единую локальную сеть.
- ИС для НИИ и вузов. Решают три основные задачи: информатизацию технологического процесса обучения, научно-исследовательской работы и управленческой деятельности НИИ и вузов. Реализация задач обеспечивается соответственно информационными системами медико-биологических исследований, компьютерными системами обучения и информационными системами НИИ и вузов.
Это программные комплексы, обеспечивающие управление специализированными и профильными медицинскими службами, поликлинической (включая диспансеризацию), стационарной и скорой медицинской помощью населению на уровне территории (города, области, республики).
На этом уровне медицинские информационные системы представлены следующими основными группами:
1. ИС территориального органа здравоохранения.
Содержат подсистемы:
— Административно-управленческие ИС, создающие условия для функционирования комплекса организационных задач, решаемых руководителями территориальных медицинских служб, главными специалистами, в оргметодотделах, бюро медстатистики.
— Статистические информационные медицинские системы, осуществляющие сбор, обработку и получение по территории сводных данных по основным медико-социальным показателям.
2. ИС для решения медико-технологических задач, обеспечивающие информационной поддержкой деятельность медицинских работников специализированных медицинских служб. В частности, ИС для отдельных направлений: взаиморасчетов в системе ОМС; скорой медицинской помощи и ЧС; специализированной медицинской помощи, включая регистры (фтизиатрия, психиатрия, инфекционные болезни и др.); лекарственного обеспечения.
3. Компьютерные телекоммуникационные медицинские сети, обеспечивающие создание единого информационного пространства здравоохранения на уровне региона.