П.Зак.49 321
Социально-нравственные добродетели____
родились в России, имеют очень тяжелую карму. А если бы карма была полегче, то родились бы в Швеции, в Австралии или, на худой конец, во Франции... Я, однако, думаю, что тяжелой кармой можно маяться в любой стране, и уж если о карме зашла речь, тем более не надо от нее бегать. От себя ведь не убежишь...
Уважение к родине не означает слепого безоговорочного восхваления ее. Оно предполагает критику, анализ происходящего, в особенности, если эта критика порождена страдающим сердцем патриота. Но то же уважение требует категорического отказа от критиканства и издевательства, от истерических самообвинений и проклятий, посылаемых в адрес отцов и дедов. Хорошо известна поговорка: «Если в прошлое стреляют из ружья, будущее выстрелит из пушки». Трагической волею судеб современная Россия оплевала собственное прошлое, зачеркнула многие достижения ушедших поколений, что и позволило небольшой группе скоробогачей, «новых русских» стать поистине компрадорской буржуазией, предающей национальные интересы родины. Не только слепые экономические законы, но и вполне зрячие люди подтолкнули экономику к развалу: они создали мифы о тупых «совках» и деревянных деньгах. А мыслеформы, как известно, имеют тенденцию воплощаться. Нынешний тяжелый кризис — результат антипатриотического поведения многих наших сограждан, в том числе тех, кто работает в средствах массовой информации и формирует сознание миллионов.
Как видим, вопрос о патриотизме тесно переплетается с вопросом о гражданственности — о позиции населения страны по отношению к делам, творящимся в ней. Гражданственность означает активное участие во всем, что происходит в пределах отчизны. Как правило, гражданственность высока в демократических странах, где сформировалось в ходе истории гражданское общество — совокупность негосударственных организаций, осуществ-
Лекция 9
ляющих самоуправление и влияющих на политику — на дела власти. В странах тоталитарного правления гражданственность чаще всего характерна для узких элитарных социальных групп (как не вспомнить русских декабристов!), а широкие массы активизируются только при крупных социальных катаклизмах — войнах и революциях, что прекрасно отражено в русской литературе, в частности в романах Л. Н. Толстого. В обычные периоды массы индифферентны и ведут вполне обывательскую, жизнь, далекую от гражданской и политической ангажированности.
В наши дни российским обществом уже долго владеет аномия — выраженная потеря интереса к сознательному участию в социальных процессах. Население ориентируется на лозунги: «Спасайся, кто может» и «Каждый за себя — один Бог за всех». Это тоже результат падения патриотизма и укрепления позиции, согласно которой надо только каяться в прошлых грехах и стараться не погибнуть в хаотическом водовороте истории. Впрочем, хочется надеяться, что это не навсегда. Гражданственность и патриотизм еще оживут и помогут стране и нам выбраться из пропасти, вновь обрести силы. Именно так обязывает нас думать любовь к родине, которая видит ее через призму лучших возможностей и дальнейших перспектив.