Документальное оформление движения основных средств

Движение основных средств связано с осуществлением хозяйственных операций по поступлению, внутреннему перемещению и выбытию основных средств. Эти операции оформляются типовыми формами первичной учетной информации, которые информации, которые утвердил Госкомстат РФ постановлении от 21 января 2003 года.

Постановлением № 7 введены в действие четырнадцать унифицированных форм:

Таблица 4. 1.

Номер формы Наименование формы
ОС – 1   ОС – 1а ОС – 1б ОС - 2   ОС – 3   ОС – 4 ОС – 4а   ОС – 4б ОС – 6   ОС – 6а ОС – 6б ОС – 14 ОС – 15 ОС – 16 Акт о приемке – передаче объекта основных средств (кроме зданий и сооружений) Акт о приемке – передаче зданий (сооружений) Акт о приеме передаче групп объектов основных средств (кроме зданий и сооружений) Накладная на внутреннее перемещение объектов основных средств Акт о приеме сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств Акт о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств) Акт о списании автотранспортных средств Акт о списании групп объектов основных средств (кроме автотранспортных средств) Инвентарная карточка учета объекта основных средств Инвентарная карточка группового учета объектов основных средств Инвентарная книга учета объектов основных средств Акт о приеме (поступлении) оборудовании Акт о приеме – передаче оборудования в монтаже Акт о выявлении дефектах оборудования

Форма Акта о приеме – передаче состоит из трех разделов. Первый раздел заполняется на основании данных передающей стороны, имеющих информационный характер для основных средств бывших в эксплуатации (дата ввода в эксплуатацию, фактический срок эксплуатации, срок полезного использования, сумма начисленной амортизации, остаточная стоимость). Если приобретают совершенно новые основные средства через сеть торговли, то этот раздел не заполняется.

Второй раздел заполняется организацией – получателем только в одном экземпляре (в своем). В нем отражается первоначальная стоимость на дату принятия к учету, срок полезного использования, способ начисления амортизации, норма амортизационных отчислений.

В третьем разделе дается краткая индивидуальная характеристика объекта.

В акте предусмотрен раздел для отражения сведений об участках долевой собственности. Кроме того, в Акте предусматривают реквизит для отражения информации о государственной регистрации прав на недвижимое имущество.

Акт подписывается членами комиссии, утверждается руководителем организации и передается в бухгалтерию с приложенной к нему технической документацией по данному объекту основных средств.

Накладная на внутреннее перемещение основных средств (форма № ОС – 2) применяется при перемещении объектов основных средств из одного структурного подразделения (цеха, отдела, участка) в другое.

Для оформления и учета приема – сдачи объектов основных средств из ремонта, реконструкции, модернизации применяется акт по форме № ОС – 3, который состоит из двух разделов:

1) сведения о состоянии объектов основных средств на момент передачи в ремонт, на реконструкцию или модернизацию (инвентарный №, восстановленная (остаточная) стоимость, фактический срок эксплуатации;

2) сведения о затратах на ремонт, реконструкцию, модернизацию объектов (затраты на демонтаж, стоимость выполненного объема работ – по договору (заказу и фактически).

Акт подписывается членами приемочной комиссии и представителем исполнителя работ. Если работы выполняются подрядным способом, то Акт составляется в 2-х экземплярах.

Для списания основных средств, пришедших в негодность, оформляются Акты по формам № ОС – 4, № ОС – 4а, № ОС – 4б. Эти Акты составляются в двух экземплярах, подписываются членами комиссии, назначенной руководителями организации, утверждаются руководителем.

Первый экземпляр передается в бухгалтерию, второй – остается у лица, ответственного за сохранность объектов и является основанием для сдачи на склад и реализации материальных ценностей и металлолома, оставшихся в результате списания.

В случае списания автотранспортного средства в бухгалтерию вместе с Актом передается справка о снятии с учета в ГИБДД.

4.4. Аналитический учет основных средств

Регистрация аналитического учета основных средств является инвентарные карточки и инвентарные книги, которые заполняются на основании актов о приеме передаче основных средств и сопроводительных документов (технических паспортов заводов – изготовителей, проектно-сметной документации и др.).

Инвентарные карточки (ф.№ОС – 6) отрываются на каждый инвентарный объект в бухгалтерии. Информация, отражаемая в карточке, группируется по разделам.

1. Сведения об объекте основных средств (дата выпуска, срок эксплуатации, сумма начисленной амортизации, остаточная стоимость).

2. Сведения об объекте основных средств на дату принятия к учету (первоначальная стоимость, срок полезного использования).

3. Переоценка (дата, коэффициент пересчета, восстановленная стоимость).

4. Сведения о приеме, внутренних перемещениях, выбытие (списание) объекта основных средств.

5. Изменения первоначальной стоимости объекта основных средств (реконструкция, достройка, и т.п.).

6. Затраты на ремонт.

7. Краткая характеристика объекта основных средств.

В бухгалтерии инвентарные карточки формируют в инвентарную картотеку, в которой они разложены по группам и видам основных средств.

Малые предприятия со сравнительно незначительным количеством инвентарных объектов аналитический учет ведут в инвентарных книгах.

В местах эксплуатации аналитический учет основных средств можно вести в инвентарных списках, где отражается инвентарный номер объекта, его полное наименование, первоначальная стоимость, дата и причина выбытия.