Источники английского средневекового права

Каноническое право

Рецепция римского права

Была характерна для стран континентальной Европы (Германия, юг Франции) и почти не имела места в Англии. Рецепция римского права была продиктована:

  • потребностями регулирования торгового оборота средневекового города,
  • поддержкой католической церкви, которая часто руководствовалась римским правом,
  • поддержкой королевской власти, боровшейся за политическое объединение страны,
  • высоким авторитетом римского права, которое называли писаным разумом.

В конце XI века в итальянском университете г. Болонья возникает школа глоссаторов, т.е. комментаторов Свода гражданского права Юстиниана. За 200 лет глоссаторы подробно прокомментировали Свод Юстиниана. В итоге появился сборник «Большая глосса» (из 96 тыс. глосс) - свод мнений различных видных глоссаторов по вопросам толкования римского права.

В XIII – XV вв. на смену глоссаторам пришли постглоссаторы. Они взяли за основу глоссы (а не первоисточник) и попытались приспособить римское право к потребностям современной жизни. Так появились новые понятия, например, понятие «юридического лица».

Ученые гуманистической школы (Куяций, Донел) в XVI веке вернулись к изучению норм собственно римского права. Итогом их деятельности стало появление науки теоретического правоведения.

Рецепция римского права имела свою специфику для каждой европейской страны.

 

Оно являлось общеевропейской системой права и включало в себя такие отрасли как: брачно-семейное, наследственное право, частично гражданское (договорное, право собственности) и уголовное (преступления против церкви и нравственности) право. Регулировало все вопросы, касающиеся церкви и клира: церковные финансы и земли (1/3 земель в Европе), устройство и управление, таинства и обряды, налогообложение (церковная десятина).

Источниками канонического права являлись:

  • Священное писание.
  • Произведения христианских мыслителей (Иоанн Златоуст, Августин Блаженный).
  • Постановления церковных соборов (с IV века – Вселенских).
  • Церковные обычай (церковное предписание).
  • Римское право.
  • С IX века – декреталии римских пап (буллы, энциклики, бреве) выдвинутся на первое место.
  • Законы христианских государей.

С XII века появляются отдельные сборники канонического права, в XVI веке они сводятся в единый Свод канонического права.

С XV века большое значение в качестве источника права во Франции приобретают королевские ордонансы.

Исторически сложилось деление английского права на право общее и право справедливости.