Вопрос. Алгоритм разработки УР
Вопрос. Требования к организации процесса разработки и принятия решений
Этапы процесса разработки и реализации УР.
Требования к организации процесса разработки УР.
Анализ процесса принятия решения различными школами управления.
Алгоритм разработки управленческого решения –этосовокупность процедур и приемов управленческой деятельности, выполняемых в определенной последовательности и направленных на выбор наиболее оптимального решения проблемы из нескольких возможных вариантов
Особенности представлений различных школ управления о процессе принятия решений
n принятие решений – это процесс, представляющий собой определенную последовательность взаимосвязанных этапов;
n на всех этапах принятия решений предусматривается сбор, обработка и оценка информации;
n на всех этапах процесса принятия решений основными являются: идентификация проблемы, сбор информации, выявление альтернатив, определение ограничений, критериев выбора, оценка альтернатив и принятие решения;
n процесс принятия решения представляется как системная деятельность лиц, принимающих решения, он подчинен законам управления, организации деятельности людей.
n
n цель решения не должна противоречить целям организации, а также должна учитывать интересы лиц, для которых разрабатывается решение;
n решение должно разрабатываться на том уровне управления, где имеется достаточно информационных ресурсов и полномочий для принятия подобных решений;
n технология разработки решения должна включать качественные и количественные методы исследования;
n число альтернативных вариантов решения должно быть не менее двух;
n учет риска и принятие мер по защите от негативного влияния рисков на результаты реализации решения;
n качество процесса разработки решения и технических средств для принятия решений должно быть не ниже качества входящей информации и используемой методической и методологической базы;
n экономическая обоснованность решения;
n стоимость работ по разработке решения должна быть ниже, чем эффект, ожидаемый в результате реализации решения.
n Формирование информационной базы решения.
n Описание проблемы и постановка целей УР.
n Разработка критериев оценки альтернатив УР.
n Разработка альтернативных вариантов решения проблемы.
n Согласование вариантов УР со всеми разработчиками и необходимыми специалистами.
n Выбор наилучшего варианта. Утверждение выбранного управленческого решения с вышестоящим руководством.
n Организация процесса исполнения решения (реализация).
n Контроль исполнения решения, анализ отклонений от поставленных целей.
Формирование информационной базы решения
n Основным содержанием данного этапа является сбор, обработка и анализ информации о ситуации принятия решения.
n Информация может быть количественной и качественной. Источниками количественной информации являются различные сводки данных, статистические данные, информационные бюллетени, прайсы и т.п.
n Получаемая информация о ситуации принятия решения должна удовлетворять основным требованиям, предъявляемым к информации – полноты, полезности и ценности, точности и достоверности, актуальности, своевременности и т.д.
Структура проблемы
n Предмет проблемы характеризует суть проблемы, т.е. признаки неудовлетворенности ситуацией и возможности ее изменения.
n Объектом проблемы выступает событие, явление, ситуация, персона, коллектив, которые являются носителями неудовлетворенности субъекта проблемы.
n Субъектом проблемы является лицо, непосредственно связанное с проблемой, которого прямо затрагивают возникшие трудности и на которого ляжет вся тяжесть последствий в случае бездействия или недолжного разрешения проблемы.
n Источники проблемы отражают причины возникновения проблемы.
n Связи проблемы отражают взаимодействия между отдельными структурными элементами проблемы, а также отношения с другими проблемами.
Пример описания проблемы
Например, при повышении уровня бракованных изделий, поступающих из цеха № 115 (начальник цеха А.И. Гусев), составляющими проблемы будут:
n предмет – высокий уровень бракованных изделий;
n объект – цех № 115;
n субъект – начальник цеха А.И. Гусев;
n источники – некачественное сырье, низкая квалификация основных, ремонтных рабочих, высокая изношенность оборудования, недостаточный контроль качества на рабочих местах;
n связи – низкое качество товаров, недостаточно квалифицированное выполнение начальником цеха № 115 А.И. Гусевым своих обязанностей по контролю качества входного сырья, состояния оборудования и трудовой дисциплины, нарушения отдела кадров, принявшего на работу рабочих более низкого разряда, чем необходимо по плану и т.д.
Критерии оценки альтернатив УР
n Критерий оценки – это признак, на основании которого производится оценка альтернатив УР
n Критерии могут формироваться в виде дерева критериев, которое будет являться дополнением к дереву целей. Критерии могут быть количественными и качественными.
n Они должны характеризовать все аспекты решения, быть однозначно понимаемыми и доступными для оценок, отвечать ряду требований (разложимость; неизбыточность, т.е. недублируемость, минимальная размерность и др.)
Разработка альтернативных вариантов решения проблемы
n Альтернативные варианты решения проблемы разрабатываются на основе имеющейся информации, а также аналитических данных и прогнозов развития ситуации.
n Альтернативные варианты могут разрабатываться не только руководителем, но и подчиненными.
n При этом используются различные объективные, активизирующие, экспертные и комплексные методы.
Для процедуры согласования вариантов УР необходимо осуществить:
n определить физических и юридических лиц, с которыми необходимо согласовать варианты УР, при необходимости оформить документально (вышестоящее руководство, клиенты, заказчики);
n определить временные периоды согласований, а также наименование и содержание сопроводительных документов;
n документально оформить общий акт согласований.
Выбор наилучшего варианта. Утверждение выбранного управленческого решения с вышестоящим руководством
n Разработанные альтернативные варианты УР должны быть оценены с точки зрения их пригодности для реализации, эффективности и степени удовлетворения условиям достижения цели решения. Для выбора лучшего варианта нужно провести количественную и качественную оценку каждой альтернативы, при этом используется разработанная ранее система критериев.
n Принятие решения осуществляется, как правило, руководителем, который выдал задание на разработку решения, и несет ответственность за его реализацию и результаты. В процессе принятия решения ЛПР может учитывать результаты предварительного выбора, а может принимать и собственный вариант, не обсуждаемый с экспертами.
Организация процесса исполнения решения
n Включает следующие процедуры: информирование заинтересованных лиц о начале реализации УР, согласование с исполнителями и заказчиком процесса реализации УР, собственно реализацию.
n Организация реализации решения должна включать план конкретных действий с указанием исполнителей, сроков, ресурсов, также можно установить санкции за неисполнение наиболее важных условий реализации решения.
n План реализации может быть жестким и гибким. Жесткий план – это план, который составляется перед началом реализации решения. Плановые показатели сравниваются с фактическими без какой-либо корректировки. Гибкий план предполагает создание условий, при которых возможна корректировка первоначальных показателей.
Контроль исполнения решения, анализ отклонений от поставленных целей
n Методы контроля исполнения решений определяются типами планов реализации решения. При жестком планировании задача контроля состоит в фиксировании значений показателей и сравнении их с плановыми. При гибком планировании к функциям контроля добавляется функция обратной связи, т.е. появляется возможность для корректировки планов.
n Результаты контроля служат информацией для ЛПР о степени достижения цели решения, а также о наличии и характере отклонений.
n Анализ отклонений предполагает выявление причин отклонений и возможностей исправления допущенных ошибок. Полученные выводы служат информационной базой для последующих УР.
Тема 4: Оценка в разработке управленческого решения
Цель: раскрыть роль и значение оценочных процедур при РУР, изучить принципы конструирования оценочных систем, познакомиться с основными методами многокритериальной оценки