СЧЕТА БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И ДВОЙНАЯ ЗАПИСЬ
ЛЕКЦИЯ 4
1. Система счетов бухгалтерского учета
2. Сущность двойной записи
3. Понятие о хронологической и систематической записях
4. Понятие о синтетическом и аналитическом учете
5. Обобщение и проверка данных текущего учета
Литература: План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций: приказ МФ РФ от 31.10.2000 № 94-Н (ред. от 18.09.2006).
Первый вопрос: Система счетов бухгалтерского учета.
Бухгалтерские счета – это способ систематизации изменений, происходящих в состоянии объектов бухгалтерского учета, с целью текущего контроля производственной, хозяйственной, финансовой деятельности организации. Счета представляют собой двухступенчатую систему группировки изменений:
1 ступень – изменения группируются по объектам учета (для каждого объекта учета предусмотрен один или несколько счетов);
2 ступень – изменения, вызывающие увеличение объекта записываются и учитываются отдельно от изменений, вызывающих уменьшение объекта, что и предопределило форму счета в виде двусторонней таблице.
Количество, названия, коды счетов регламентированы Планом счетов бухгалтерского учета.
Название счетов и название объектов учета, как правило, совпадают, но есть ряд исключений:
1 – если название объекта начинается со слова «Задолженность …», то название счета – «Расчеты…»;
2 – объекту незавершенное производство соответствует счет 20 «Основное производство»;
3 – экономически однородные, но прямо противоположные объекты учитываются на одном счете (76, 99);
Графически счет представляет собой двустороннюю таблицу. Обязательными реквизитами счета являются: название счета, код счета, названия сторон: ДЕБЕТ и КРЕДИТ, кроме того, элементами счета являются:
Сальдо – остаток на начало или конец месяца.
Оборот – итог записей по Д (дебетовый оборот) или К (кредитовый оборот).
По отношению к балансу счета делятся на две группы:
- активные счета – для учета изменений в имуществе (активах)
- пассивные счета – для учета изменений в капитале и обязательствах
- активно-пассивные счета – для учета изменений в двух экономически однородных, но прямо противоположных объектах (актив – дебиторская задолженность и обязательство – кредиторская задолженность).
Записи на счетах ведут по единым правилам, но расположение отдельных реквизитов на активных и пассивных счетах различно.
Д-т А К-т Д-т П К-т
С н - | С н - | |||
+ | - | - | + | |
Д оборот - | К оборот - | Д оборот - | К оборот - | |
С к - | С к - |
Текущий учет начинается с открытия счетов, счета открываются ежемесячно.
Открыть счет – записать сальдо начальное. Разнести на счета (сделать разноску) – записать на счетах изменения, которые произошли с объектами учета под влиянием ХО. Закрыть счет – подсчитать сальдо конечное. С к = С н + оборот увеличения – оборот уменьшения.
А счета Ск = С н + Д оборот – К оборот
П счета С к = С н + К оборот – Д оборот
Текущий учет ведется в следующей последовательности:
- открываются счета
- разносятся на счета суммы ХО за текущий период
- подсчитываются обороты
- счета закрываются (подсчитывается Ск)
Совокупность счетов используемых на конкретном предприятии – Главная книга.
Второй вопрос: Сущность двойной записи.
Любая хозяйственная операция вызывает изменения в двух взаимосвязанных объектах учета. Двойственный характер хозяйственных операций вызывает необходимость в специальном способе их регистрации – метод двойной записи – элемент метода бухгалтерского учета, при котором сумма каждой хозяйственной операции отражается на двух, взаимосвязанных экономическим содержанием хозяйственной операции счетах, по дебету одного и кредиту другого счета (счета связаны суммой хозяйственной операции). Возникающая между счетами связь – корреспонденция счетов, счета называются – корреспондирующие, указание корреспонденции счетов и суммы хозяйственной операции – бухгалтерская проводка (Д К Сумма), контировка, счетная формула. Для того, чтобы правильно составить бухгалтерскую проводку необходимо:
1 – согласно содержанию хозяйственной операции определить объекты бухгалтерского учета, в которых произошли изменения (уточнить: активы, капитал, обязательство ХП);
2 – определить характер изменений (увеличение или уменьшение);
3 – установить счета, предназначенные для учета изменений в этих объектах;
4 – определить корреспонденцию счетов, записать бухгалтерскую проводку.
Примеры: смотри лекцию 3, вопрос 3.
1.Получены наличные на выдачу заработной платы – 40
2.Удержан налог на доходы из заработной платы работников предприятия – 15
3.Оприходованы материалы, полученные от поставщиков – 100
4.Выдана заработная плата работникам п/п – 35
Значение двойной записи:
1 – экономический контроль за учетными записями – по корреспонденции счетов без пояснительного текста можно определить содержание и характер хозяйственной операции.
2 – осуществляется арифметическая проверка данных текущего учета, так как сумма каждой хозяйственной операции отражается по Д одного и К другого счета, следовательно, итоги оборотов по Д и К всех счетов за отчетный месяц должны быть равны между собой, в противном случае имеет место ошибка (в силу двойной записи).
Виды бухгалтерских проводок:
1 – простые – Д одного счета противопоставлен К другого счета;
2 – сложные – Д одного счета противопоставлен К нескольких счетов или наоборот. Сложная корреспонденция счетов не нарушает сущности двойной записи, так как сложную проводку можно разложить на несколько простых.
Пример: перечислено с расчетного счета 100 рублей, в том числе:
- в погашение задолженности перед поставщиком – 40
- задолженность бюджету по налогу на прибыль – 30
- задолженность пенсионному фонду – 20
- в кассу на хозяйственные расходы – 10
3 – отрицательные – метод «красное сторно» - используется, если необходимо уменьшить сумму уже отраженной хозяйственной операции (для исправления ошибок или доведения плановых показателей до фактических). Красное сторно – специальный способ записи, при котором сумма хозяйственной операции записывается красным или берется в рамку, что означает – отрицательное число, т.е. эту сумму необходимо вычитать из общей суммы дебетового или кредитового оборота счета.
Пример: сдана на склад готовая продукция по плановой себестоимости – 100.
В конце месяца определена фактическая себестоимость готовой продукции – 85.
Третий вопрос: Понятие о хронологической и систематической записях
Все хозяйственные операции отражаются в текущем учете в двух направлениях:
- в хронологическом порядке (по мере свершения)
- в систематическом порядке (в системе счетов бухгалтерского учета)
Хронологическая запись осуществляется с целью контроля за полнотой охвата всех хозяйственных операций в «Журнале регистрации хозяйственных операций за ___месяц».
Журнал регистрации хозяйственных операций за февраль 20ХХ года
№ | Дата | Документ | Содержание хозяйственной операции | Бух.проводка | ||
Д | К | Сумма | ||||
2.02 | ПКО, чек | Получены наличные на выдачу заработной платы | ||||
3.02 | РКО, пл.в/д | Выдана заработная плата | ||||
5.02 | Пл.в/д, карточка депонента | Депонирована заработная плата | ||||
10.02 | РКО, объявление на взнос наличными | Возвращен на расчетный счет остаток невыданной заработной платы | ||||
15.02 | Платежное требование, выписка банка | Оплачены счета поставщиков материалов | ||||
ИТОГО |
С помощью хронологической записи определяют общую массу хозяйственных операций за месяц (итого по Журналу регистрации хозяйственных операций). Параллельно с хронологической ведут систематическую запись, т.е. осуществляют группировку изменений в разрезе каждого объекта бухгалтерского учета на счетах. На практике систематическая запись называется разноской по счетам.