Экономические факторы.

Социальные факторы.

1.1. Падение тиражей. Во всех развитых странах газеты переживали пик развития: были достигнуты максимальные общие тиражи изданий и максимальное число газет на 1000 жителей населения. Максимальные тиражи газет были достигнуты:

Франция – 1950

Великобритания – 1957

США – 1973

Япония – 1981.

После этого рубежа идет спад газетных тиражей. Газеты вынуждены постоянно бороться за читателя. Сегодня 41% жителей США не покупают ежедневных газет (тоже самое 40% в Великобритании, 50% во Франции и Италии). Исключение – Скандинавия (80% населения читают), но есть тенденция падения интереса и здесь, что доказывает универсальность тенденции.

1.2. Миграция городского населения в пригороды. В Америке до второй половины XX века идет процесс урбанизации, потом начинается деурбанизация. Развитие крупных пригородов ведет к появлению собственных пригородных газет. К 1983 году существует около 2000 газет в пригородах. В 1940 году основана пригородная газета Newsday (Лонг Айленд), к 1983 году ее тираж достигает 500.000 экз.

2.1. Перераспределение рекламных доходов. К 1960 году телевидение превращается в основной источник информации. Более всего пострадали журналы. У газет появляются и другие конкуренты – бесплатные газеты. Например, в 1985 году выходит первый номер бесплатной газеты Metro в Стокгольме, распространяемой через общественный транспорт. Сегодня Metro есть в Питере, Москве, Новосибирске. При появлении newshole (пространство, предназначенное для информационных, а не рекламных материалов в таких газетах) равнялось 40%. Сейчас больше, поскольку реклама уходит в другие СМИ.

Информационные материалы газеты Metro создаются журналистами. Факты закупаются у шведских информационных агентств. Проблема распространения была решена через размещение газет в «бутылочном горлышке» (места выход/входа в метрополитене, где скапливается большое число людей). Концепция Metro – газета, которую можно посмотреть за время 1 поездки на метро. Французский аналог – газета «20 минут» (вызвала неудовольствие журналистов и полиграфистов).

Лекция №3 (от 25.09.)

Среди журналистов формировалось корпоративное и профессиональное сознание. Открывались первые школы журналистики. Была создана комиссия по свободе прессы. Результат ее работы: доклад Хатчинса (или Хадчинса). Комиссия постановила: либо пресса будет регулироваться сама, либо это будет делать государство. Были сформулированы требования доклада Хадчинса о свободе и ответственности прессы:

1. Исчерпывающее и осмысленное освещение ежедневных событий. Отсутствие лжи на страницах. Ориентация на факты, разделение фактов и мнений;

2. Пресса должна быть форумом для дискуссий и критики. Это не значит обнародовать мысли каждого, но быть местом для выражения разных точек зрения, идей, отличающихся от идей СМИ;

3. Создание репрезентативной картины основных общественных групп. Люди часто увязывают мнения со стереотипами. В результате создается образ, не передающий правдивый образ группы, искаженное представление о ней. Справедливый подход требует описывать в СМИ все социальные группы такими, какие они есть.

4. Освещение и разъяснение ценностей и целейобщества. СМИ способны разъяснять обществу идеалы, так как они одно из могущественных средств образования. Эта функция может выполняться не только напрямую, но и через описание общественных дискуссий.

5. Полный доступ к ежедневной информации. По сравнению с другими историческими периодами, членам современного общества требуется больше информации. Общественно важные решения мы делегируем лидерам мнений, однако, и им нужна широкая информация для принятия решений. Для экономических и политических решений необходима качественная и обширная информация.

Эти требования – центральная часть доклада о СМИ. В это же время в Великобритании работает Королевская комиссия по прессе, принимающая похожие законы.