Методы физиологии ВНД

Предмет физиологии высшей нервной деятельности

Физиология высшей нервной деятельности располагается на стыке биологии, психологии, медицины, педагогики, ветеринарии и зоологии. Она изучает нервные механизмы сложного поведения животных и мыслительной активности человека, относящиеся к психической деятельности.

Если основные законы работы органов и систем практически одинаковы у всех людей, то психика – это то, что отличает одного человека от другого.

Психика– это внутренний, субъективный мир человека. Это принадлежащая конкретному человеку картина мира, существующая именно в его мозгу. Психика человека зависит от:

· индивидуальных наследственных задатков,

· от жизненного опыта, который он накопил.

Именно благодаря психическому компоненту поведение человека так разнообразно и неповторимо.

 

Психика грудного младенца очень проста. Однако способность ребенка узнавать свою мать или выражать криком протест при виде ложечки, из которой ему давали как-то горькое лекарство, мы, не задумываясь, отнесем к психическим функциям, а автоматический акт сосания – нет.

Своеобразен и психический мир животных. Собака научается тонко различать интонации голоса хозяина. Но пережевывание ею оказавшейся во рту пищи не является психической деятельностью.

Приведенные примеры наглядно показывают отличие психической деятельности от других, более простых, функций нервной системы.

В основе психики лежат усложняющиеся в ходе эволюции условные рефлексы, из которых и складывается высшая нервная деятельность, а простые ее функции выполняются безусловными рефлексами.

Итак, предмет физиологии ВНД – это объективное изучение материального субстрата психической деятельности мозга и использование этих знаний для решения практических задач сохранения здоровья и высокой работоспособности человека, управления поведением.

 

1. Формирования условных рефлексов на разные формы раздражителей.

2. Онтогенетическое изучение условных рефлексов – изучение сложного поведения животных разных возрастов, в результате которого можно установить, что в этом поведении является приобретенным, а что – врожденным. Например, у щенков, никогда не видевших мяса, слюна при его виде не выделяется. Значит, выделение слюны при виде мяса – не врожденный, а приобретенный в процессе жизни рефлекс.

3. Филогенетическое изучение условных рефлексов – сравнивая условные рефлексы у животных разного уровня развития, можно установить, в каких направлениях идет эволюция высшей нервной деятельности.

4. Экологическое изучение условных рефлексов –изучение условий жизни животного может объяснить происхождение особенностей его высшей нервной деятельности. Например, голубь, ориентирующийся в воздушном пространстве преимущественно с помощью зрения, вырабатывает зрительные условные рефлексы гораздо легче, чем слуховые, а у обитающей в темных подпольях крысы хорошо вырабатываются слуховые рефлексы и гораздо хуже зрительные.

5. Использование электрических показателей условно-рефлекторной реактивностидеятельность нервных клеток головного мозга сопровождается возникновением в них электрических потенциалов, по которым можно судить о путях распространения и свойствах нервных процессов – звеньев условно-рефлекторных актов.

6. Прямое раздражение нервных структур мозга – метод позволяет вмешиваться в естественный порядок осуществления условного рефлекса, изучать работу его отдельных звеньев. Можно также ставить модельные опыты по образованию нервных связей между искусственными очагами возбуждения. Можно, наконец, прямо определять, как изменяется при условном рефлексе возбудимость участвующих в нем нервных клеток мозга.

7. Фармакологические воздействия на условные рефлексыразличные вещества по-разному влияют на активность нервных клеток. Это позволяет изучать зависимость условных рефлексов от изменений их активности. Например, введение кофеина – вещества, усиливающего процессы возбуждения, позволяет оценить работоспособность нервных клеток коры. При высокой работоспособности даже большие дозы кофеина лишь облегчают образование условных рефлексов, а при низкой работоспособности даже небольшая доза кофеина делает возбуждение непосильным для нервных клеток.

8. Создание экспериментальной патологии условно-рефлекторной деятельности – контролируемое физическое разрушение отдельных частей мозга позволяет изучать их роль в формировании и поддержании условных рефлексов. Например, хирургическое удаление височных долей больших полушарий ведет к так называемой «психической глухоте». Собака слышит все, что происходит вокруг, настораживает уши при достаточно громком звуке, но теряет способность «понимать» услышанное. Она перестает узнавать голос своего хозяина, не прибегает на его зов и не прячется от угрожающих криков. Этого не происходит, если удалить не височную, а какую-либо другую долю коры больших полушарий. Так можно определить локализацию «корковых концов анализаторов».

9. Моделирование процессов условно-рефлекторной деятельности –результаты математического анализа дают основания для суждения о закономерностях формирования условных связей и позволяют в модельном эксперименте предсказывать возможность образования условного рефлекса при том или ином порядке сочетаний условного и безусловного раздражителей. Мощный толчок модельному исследованию условно-рефлекторной деятельности мозга дала практическая потребность в создании современных систем управления, воспроизводящих некоторые свойства работы мозга, вплоть до систем «искусственного интеллекта».

10. Сопоставление психических и физиологических проявлений процессов ВНД – используют при изучении высших функций мозга человека. Соответствующие методики применяли для изучения нейрофизиологических процессов, лежащих в основе явлений внимания, обучения, памяти и т.п.

11. Сопоставление изучаемых физиологических показателей с биохимическими и морфологическими.

12. На многие интересные стороны ВНД человека обратила внимание практика педагогики и медицины. Как говорил французский исследователь Клод Бернар, «что не смеем мы попробовать на людях, делает природа – экспериментатор более смелый».

Врожденные формы поведения и их характеристика