Языкознание средневековой Европы

 

Долгое время срвв рассматривались как эпоха застоя ученой мысли., но следует учитывать ценность учений средних веков.

Просто в Средние Века ставились другие задачи в науке.

Большая роль ученых Византии, ведь там не было разрыва между эпохами, была преемственность по отношению к Греции и Рима! Отношения между Европой и Византией многие века были минимальны (из-за религии). Передала свой опыт арабской и русской культурам.

 

Срвв-х ученых интересовали не конкретные сведения о языках. Язык ↔ фс ↔ религия.Ф илософия развивалвсь в рамках религии.

Латынь – язык церкви, стал международным – Внимание к языку ↔ латынь, в школах. Дидактичнеский хар-р.

Изучение текстов путем их комментирования.

Система Artes liberals,основа образования

2 части: тривиум (грамм-ка, диалектика-логика, риторика) + квадривиум (музыка, арифметика, геометрия, астрономия). ↔ стремление к синтетическим построениям, все пронизано принципом иерархии. С тех пор грамматика и считается важной дисциплиной.

 

Интерес к человеку, к его внутр жизни - вопрос о статусе языка в его соотношении с мыслит процессом / дух.жизнью. (вопрос фс языка). Уже в раннем срвв:

 

Патристика © отцы Евсерий, Иероним, Исеодор и др. Позже – реалисты vs номиналисты.

При оценке языковых достижений ср веков не может быть критерием степень расширения свелений о языке – такие задачи даже не ставились.

Новизна и оригинальность - в постановке вопросов о происхождении языка à соответствующая разработка общих принципов грамматики. Но ограничено рамками религиозного мировоззрения.

 

Памятники патристики.

Трехчастная схема мировой истории (трихотомия: античн, срвв, новое время) – изначально была дихотомией: ученые 14-15 вв считали свой век просвещенным: эпоха возрождения; к срвв долго относились негативно и даже вычеркивали из истории.

Но на деле наука от Данте (De volgari elegentia) до Пор-Рояла (17в), Декарла и Лейбница отталкивается скорее от срвв-й науки.*Больше опирается на средн вековую фил-ю чем на античную.

 

Патристика © отцы церкви: Августин, Иоанн Златоуст, Тиртулиан, Иероним. – 2 в до нэ

 

2пол 2в – 14-15вв. 2 периода: 1) 1-8вв: окончат. систематизация христ.догматики. Интерес к фс языка.

2) 8-14 вв: возрастающий интерес к формальной логике и спекулятивной гр-ке.

От античности унаследованы грамматики – нет необходимости их составлять, Изначально работа филолога заключалась только в комментировании и составлении глосс для грамматик. Дальше – написание грамматик вульгарных языков.

Средневековые учения о языке принципиально иные чем учения нового времени:РАЗЛИЧИЯ:

  1. Греция, языкоз – часть философии, ср века – часть теологии
  2. Сужение темы исследования – грамматический канон
  3. Зависимость от христ доктрины (все ост – ересь, так как вносит разлад в миропорядок)

Античночть: система строиться на логической правильности, философ сам принимает решение – авторская работа

Ср Века: система истина если соответствует априрно заданной системе миросозерцания – не зависит от воли ученого – анонимная система

Соотношение языка и мышления. Язык интересен как человеческая способность, неизменная и универсальная хар-тика человека. У каждого народа язык свой, но сущность языка универсальна, едина. Язык – отличительный признак человека. Не может быть человека без языка и языка без человека

Противоречивое единство языка – идеальное содержание – материальное выражение

Язык присущ только человеку, он не присущ Богу и ангелам, т.к. для них материальное выражение разумности излишне, и животным, т.к. они неразумны).

Язык – единств и неповторимое явл-е в истории земли и космоса. Определяет место чел-ка в структуре мироздания. В речи проявляется разумность человека.

 

28.10.11 (8)

 

Чел-к духовное начало, но также материальное. Создает физич предметы. Способность к творчеству.

Словотворечество – присуще всем, все остальные занятия преходящи.

Язык – дифференциальный признак чел-ка, т.к. каждый чел-к разумен и проявляет это в слове. В отл от животных, чел-к умеет творчески варьировать свою деят-ть, а действия животных лишены творч начала, поэтому у них не может быть языка.

Логастическая теория отрицается. Язык не обожествляется, подобно логосу. Он принадлежит миру вещей. Иерархия: слова языка ниже чел-ка, ниже реальностей, так как все слова сотворены чел-ком для человеческих нужд, поэтому они ниже обозначаемых реалий.