Языкознание средневековой Европы
Долгое время срвв рассматривались как эпоха застоя ученой мысли., но следует учитывать ценность учений средних веков.
Просто в Средние Века ставились другие задачи в науке.
Большая роль ученых Византии, ведь там не было разрыва между эпохами, была преемственность по отношению к Греции и Рима! Отношения между Европой и Византией многие века были минимальны (из-за религии). Передала свой опыт арабской и русской культурам.
Срвв-х ученых интересовали не конкретные сведения о языках. Язык ↔ фс ↔ религия.Ф илософия развивалвсь в рамках религии.
Латынь – язык церкви, стал международным – Внимание к языку ↔ латынь, в школах. Дидактичнеский хар-р.
Изучение текстов путем их комментирования.
Система Artes liberals,основа образования
2 части: тривиум (грамм-ка, диалектика-логика, риторика) + квадривиум (музыка, арифметика, геометрия, астрономия). ↔ стремление к синтетическим построениям, все пронизано принципом иерархии. С тех пор грамматика и считается важной дисциплиной.
Интерес к человеку, к его внутр жизни - вопрос о статусе языка в его соотношении с мыслит процессом / дух.жизнью. (вопрос фс языка). Уже в раннем срвв:
Патристика © отцы Евсерий, Иероним, Исеодор и др. Позже – реалисты vs номиналисты.
При оценке языковых достижений ср веков не может быть критерием степень расширения свелений о языке – такие задачи даже не ставились.
Новизна и оригинальность - в постановке вопросов о происхождении языка à соответствующая разработка общих принципов грамматики. Но ограничено рамками религиозного мировоззрения.
Памятники патристики.
Трехчастная схема мировой истории (трихотомия: античн, срвв, новое время) – изначально была дихотомией: ученые 14-15 вв считали свой век просвещенным: эпоха возрождения; к срвв долго относились негативно и даже вычеркивали из истории.
Но на деле наука от Данте (De volgari elegentia) до Пор-Рояла (17в), Декарла и Лейбница отталкивается скорее от срвв-й науки.*Больше опирается на средн вековую фил-ю чем на античную.
Патристика © отцы церкви: Августин, Иоанн Златоуст, Тиртулиан, Иероним. – 2 в до нэ
2пол 2в – 14-15вв. 2 периода: 1) 1-8вв: окончат. систематизация христ.догматики. Интерес к фс языка.
2) 8-14 вв: возрастающий интерес к формальной логике и спекулятивной гр-ке.
От античности унаследованы грамматики – нет необходимости их составлять, Изначально работа филолога заключалась только в комментировании и составлении глосс для грамматик. Дальше – написание грамматик вульгарных языков.
Средневековые учения о языке принципиально иные чем учения нового времени:РАЗЛИЧИЯ:
- Греция, языкоз – часть философии, ср века – часть теологии
- Сужение темы исследования – грамматический канон
- Зависимость от христ доктрины (все ост – ересь, так как вносит разлад в миропорядок)
Античночть: система строиться на логической правильности, философ сам принимает решение – авторская работа
Ср Века: система истина если соответствует априрно заданной системе миросозерцания – не зависит от воли ученого – анонимная система
Соотношение языка и мышления. Язык интересен как человеческая способность, неизменная и универсальная хар-тика человека. У каждого народа язык свой, но сущность языка универсальна, едина. Язык – отличительный признак человека. Не может быть человека без языка и языка без человека
Противоречивое единство языка – идеальное содержание – материальное выражение
Язык присущ только человеку, он не присущ Богу и ангелам, т.к. для них материальное выражение разумности излишне, и животным, т.к. они неразумны).
Язык – единств и неповторимое явл-е в истории земли и космоса. Определяет место чел-ка в структуре мироздания. В речи проявляется разумность человека.
28.10.11 (8)
Чел-к духовное начало, но также материальное. Создает физич предметы. Способность к творчеству.
Словотворечество – присуще всем, все остальные занятия преходящи.
Язык – дифференциальный признак чел-ка, т.к. каждый чел-к разумен и проявляет это в слове. В отл от животных, чел-к умеет творчески варьировать свою деят-ть, а действия животных лишены творч начала, поэтому у них не может быть языка.
Логастическая теория отрицается. Язык не обожествляется, подобно логосу. Он принадлежит миру вещей. Иерархия: слова языка ниже чел-ка, ниже реальностей, так как все слова сотворены чел-ком для человеческих нужд, поэтому они ниже обозначаемых реалий.