С отклонениями в развитии.

Становление западноевропейской системы помощи лицам

Проблемы специального образования в историческом ракурсе

1. Становление западноевропейской системы помощи лицам

с отклонениями в развитии.

2. Становление системы помощи лицам с отклонениями в развитии в России

 

Отношение общества к лицам с отклонениями в развитии имеет исторический характер и определяется уровнем развития общества: состоянием науки и культуры, социально-экономическими отношениями, господствующими религиозными взглядами, национальными традициями, правовыми нормами.

На протяжении многих веков проблема аномального развития не рассматривалась с научных позиций. На ранних этапах истории человеческого общества отношение к людям с психофизическими недостатками было нетерпимым. В эпоху античности отдельные человеческие сообщества, исповедующие культ силы, отнимали жизнь у детей с отклонениями в физическом развитии. Например, в Спарте каждого новорожденного осматривали старейшины, слабых и уродливых детей бросали в пропасть. В Древнем Риме убивали уродливых и топили в воде хилых и обезображенных детей.

Античный языческий мир исповедовал культ тела, физического здоровья, военного искусства, свято веря в то, что жизнеспособность полиса является производной от физической силы его граждан. По закону только гражданин обладал совокупностью политических, имущественных и иных прав и обязанностей.

Легендарный основатель и первый законодатель Спарты – Ликург предписывал убивать младенцев-мальчиков, родившихся хилыми или уродливыми, ибо понимал жизнь как дар. Воспитание ребенка не зависело от воли отца – отец приносил мальчика в место, где сидели старейшины, которые осматривали ребенка. Если он был крепким и здоровым, его отдавали отцу, если был слабым и уродливым, бросали в пропасть.

Почему введенная Ликургом норма отношений к болезненному малышу была безжалостной и категоричной?

Относительно жизни и деятельности Ликурга имеются различные, иногда противоречивые сведения. Все сходятся в том, что Ликург был из царского рода, но различно определяют его место в генеалогии спартанских царей, а также время его жизни и его законодательства. Начало деятельности Ликурга относилось к 884 году до н. э. По рассказам Плутарха, Ликург, преследуемый матерью малолетнего царя Харилая, решил до достижения Харилаем совершеннолетия покинуть родину и отправился путешествовать, прежде всего в Крит, где он изучил государственное устройство, перенесенное им в Спарту. Вернувшись в Спарту, где тем временем раздоры и неурядица ещё усилились, и видя, что оба царя и народ тяготятся таким положением дел, Ликург задумал изменить государственное устройство.

По общему мнению древних, Ликург ввёл в общественную жизнь спартиатов военную организацию, обязательное участие в дружествах, являвшихся подразделениями войска, обед за общим столом (φιδίτια , аналог критской сисситии) и суровую дисциплину в воспитании юношей и девушек. Ему же приписывались различные меры против роскоши, в том числе запрещение золотой и серебряной монеты и введение вместо них железной, которое, однако, не могло иметь места в IX веке до н. э., так как серебряная вводится в употребление в Греции только в VIII веке до н. э., а золотая — ещё позднее.

Царю Спарты были неизвестны духовные ценности, он исходил из представлений о долге граждан-спартиатов. Ликург мечтал превратить страну в мощное военизированное государство, а из хилых мальчика никогда не получится воин.