Второстепенная семья.

Первостепенная семья.

Неполная семья.

Проблема – адаптация к новому статусу в социуме, проблема воспитания детей из-за отсутствия одного из родителей, материальные условия жизни семьи, возможность развития у родителей и детей девиантностей типа: «неразвитость родительских чувств», «эмоциональное отторжение», комплекса неполноценности у детей или родителей.

Методы работы: информирование, консультирование, переобучение, пример, представительство, переубеждение, реконструкция характера, педагогические ситуации, упражнения.

Направления работы: формирование позитивного мышления, профилактика ошибок в семейном воспитании, просвещение о правах семьи и детей, коррекция отношений семьи и микросреды с окружением, помощь в обучении и трудоустройстве.

Формы работы: группы поддержки или самопомощи, лектории, консультпункты, тренинги, семинары, курсы, ярмарки профессий, общественные оплачиваемые работы для детей, организация досуга и общения, отдыха детей и родителей.

Проблема – обоснование собственной модели воспитания, которая отличается от родительской, перераспределение ролей и обязанностей в семье в связи с появлением ребенка.

Методы работы: информирование, пример, упражнение, переубеждение.

Направления работы: родительское образование, работа по укреплению супружеских отношений, формирование гендерного равенства, предупреждение насилия в семье, помощь в трудоустройстве, организация досуга и отдыха семьи.

Формы работы: школы молодых родителей, клубы семейного общения, совместное празднование праздников, День семьи, День матери, развлечения, игры, тренинги, лектории, передачи на ТВ и радио, вечера вопросов и ответов, педагогический десант, выставки педагогической литературы, консультпункты, ярмарки профессий, переподготовки.

Проблема – угасание супружеских чувств, накопление проблем в семье и воспитании детей, увеличение самостоятельности детей и вследствие этого - конфликт между родителями и детьми, конфликты между мужем и женой по поводу самостоятельности детей, их воспитания.

Методы работы: консультации, переубеждение, контракт, пример, упражнение, реконструкция характера, педагогические ситуации, переключение.

Направления работы: коррекция семейных отношений, формирование толерантности, культуры мира в семье, профилактика насилия в семье, родительское образование, организация досуга, отдыха и предметного общения членов семьи.

Формы работы: семейные клубы, конкурсы, походы, викторины, соревнования, курсы семейного бизнеса, тренинги, лектории по заказу, семейные праздники, консультпункты, телефоны и почта «Доверия», выставки педагогической литературы.