Лекция 9. ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ ШКАЛЫ

Лекция 8. ПОНЯТИЕ О МЕТОДИКЕ СИСТЕМНОГО АНАЛИЗА

Методы организации сложных экспертиз

Методы и модели, повышающие объективность получения оценок путем расчленения большой первоначальной неопределенности проблемы, предлагаемой эксперту для оценки, на более мелкие, лучше поддающиеся осмыслению.

В качестве простейшего из этих методов может быть использован метод усложненной экспертной процедуры, предложенный в методике ПАТТЕРН, в которой выделяются группы критериев оценки и рекомендуется ввести весовые коэффициенты критериев. Введение критериев позволяет организовать опрос экспертов более дифференцированно, а весовые коэффициенты повышают объективность результирующих оценок. Развитием этого метода являются введение коэффициентов компетентности экспертов и различные методы совершенствования обработки оценок, даваемых разными экспертами по различным критериям.

В качестве второго метода организации сложных экспертиз можно использовать метод решающих матриц и его модификации. Идея метода была предложена Г.С. Поспеловым как средство стратифицированного расчленения проблемы с большой неопределенностью на подпроблемы и пошагового получения оценок. В последующем был разработан ряд модификаций метода решающих матриц.

Третью группу составляют модели (методы) организации смоленых экспертиз, основанные на использовании информационного подхода. В числе этих моделей - модели оценки нововведений, методы анализа ситуаций в статике и динамике, в том числе рыночных, методы сравнительного анализа проектов и др.


При системном анализе объектов, процессов, явлений необходимо пройти (в указанном порядке) следующие этапы системного анализа:

  1. Формулировка цели (задачи) исследования
  2. Обнаружение проблемы (задачи).
  3. Оценка актуальности проблемы.
  4. Определение и уточнение ресурсов.
  5. Определение границ системы - выделение системы из окружающей среды.
  6. Описание подсистем (их структуры, взаимосвязей).
  7. Построение структуры системы.
  8. Установление функций системы и ее подсистем.
  9. Согласование целей системы с целями подсистем.
  10. Анализ и оценка эмерджентности системы.
  11. Конструирование системной модели.
  12. Испытание, верификация системы (системной модели), ее функционирования.
  13. Уточнение, корректировка предыдущих пунктов на основании полученного результата.

 


Основная цель моделирования системы – решение проблемы, заключенной в самой системе или связанной с ее функционированием. На модели «проигрываются» возможные варианты решения проблемы и выбирается наилучший. По существу на модели проводятся эксперименты (опыты) для выбора необходимого воздействия на систему. Результаты опыта регистрируются и фиксируются с помощью измерений в некоторой знаковой системе с использованием цифр, символов, образов. Т.е. в основе измерений лежит процесс отображения существенных характеристик исследуемой системы в определенную знаковую систему. Это означает, что регистрации и фиксирования результатов эксперимента могут применяться различные шкалы. Рассмотрение типов измерительных шкал, используемых в системном анализе, составляет предмет настоящей лекции.

В основе любого наблюдения и анализа лежат измерения.

Измерениеэто алгоритмическая операция, которая данному наблюдаемому состоянию объекта ставит в соответствие определенное обозначение: число, номер или символ.

Обозначим через xi, i = l,...,m, наблюдаемое состояние (свойство) объекта, а через yi, i = 1,...,т, ‑ обозначение для этого свойства.

Чем теснее соответствие между состояниями и их обозначениями, тем больше информации можно извлечь в результате обработки данных. Менее очевидно, что степень этого соответствия зависит не только от организации измерений (т. е. от экспериментатора), но и от природы исследуемого явления, и что сама степень соответствия в свою очередь определяет допустимые (и недопустимые) способы обработки данных!

Множество обозначений, используемых для регистрации состояний наблюдаемого объекта, называется измерительной шкалой.

Измерительные шкалы в зависимости от допустимых на них операций различаются по их силе. Самые слабые — номинальные шкалы, а самые сильные — абсолютные.

Выделяют три основных атрибута измерительных шкал, наличие или отсутствие которых определяет принадлежность шкалы к той или иной категории:

1) упорядоченность данных означает, что один пункт шкалы, соответствующий измеряемому свойству, больше, меньше или равен другому пункту;

2) интервалъностъ пунктов шкалы означает, что интервал между любой парой чисел, соответствующих измеряемым свойствам, больше, меньше или равен интервалу между другой парой чисел;

3) нулевая точка (или точка отсчета) означает, что набор чисел, соответствующих измеряемым свойствам, имеет точку отсчета, обозначаемую за ноль, что соответствует полному отсутствию измеряемого свойства.

Кроме того, выделяют следующие группы шкал:

· неметрические или качественные шкалы, в которых отсутствуют единицы измерений (номинальная и порядковая шкалы);

· количественные или метрические (шкала интервалов, шкала отношений и абсолютная шкала).