Лекция 9. ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ ШКАЛЫ
Лекция 8. ПОНЯТИЕ О МЕТОДИКЕ СИСТЕМНОГО АНАЛИЗА
Методы организации сложных экспертиз
Методы и модели, повышающие объективность получения оценок путем расчленения большой первоначальной неопределенности проблемы, предлагаемой эксперту для оценки, на более мелкие, лучше поддающиеся осмыслению.
В качестве простейшего из этих методов может быть использован метод усложненной экспертной процедуры, предложенный в методике ПАТТЕРН, в которой выделяются группы критериев оценки и рекомендуется ввести весовые коэффициенты критериев. Введение критериев позволяет организовать опрос экспертов более дифференцированно, а весовые коэффициенты повышают объективность результирующих оценок. Развитием этого метода являются введение коэффициентов компетентности экспертов и различные методы совершенствования обработки оценок, даваемых разными экспертами по различным критериям.
В качестве второго метода организации сложных экспертиз можно использовать метод решающих матриц и его модификации. Идея метода была предложена Г.С. Поспеловым как средство стратифицированного расчленения проблемы с большой неопределенностью на подпроблемы и пошагового получения оценок. В последующем был разработан ряд модификаций метода решающих матриц.
Третью группу составляют модели (методы) организации смоленых экспертиз, основанные на использовании информационного подхода. В числе этих моделей - модели оценки нововведений, методы анализа ситуаций в статике и динамике, в том числе рыночных, методы сравнительного анализа проектов и др.
При системном анализе объектов, процессов, явлений необходимо пройти (в указанном порядке) следующие этапы системного анализа:
- Формулировка цели (задачи) исследования
- Обнаружение проблемы (задачи).
- Оценка актуальности проблемы.
- Определение и уточнение ресурсов.
- Определение границ системы - выделение системы из окружающей среды.
- Описание подсистем (их структуры, взаимосвязей).
- Построение структуры системы.
- Установление функций системы и ее подсистем.
- Согласование целей системы с целями подсистем.
- Анализ и оценка эмерджентности системы.
- Конструирование системной модели.
- Испытание, верификация системы (системной модели), ее функционирования.
- Уточнение, корректировка предыдущих пунктов на основании полученного результата.
Основная цель моделирования системы – решение проблемы, заключенной в самой системе или связанной с ее функционированием. На модели «проигрываются» возможные варианты решения проблемы и выбирается наилучший. По существу на модели проводятся эксперименты (опыты) для выбора необходимого воздействия на систему. Результаты опыта регистрируются и фиксируются с помощью измерений в некоторой знаковой системе с использованием цифр, символов, образов. Т.е. в основе измерений лежит процесс отображения существенных характеристик исследуемой системы в определенную знаковую систему. Это означает, что регистрации и фиксирования результатов эксперимента могут применяться различные шкалы. Рассмотрение типов измерительных шкал, используемых в системном анализе, составляет предмет настоящей лекции.
В основе любого наблюдения и анализа лежат измерения.
Измерение— это алгоритмическая операция, которая данному наблюдаемому состоянию объекта ставит в соответствие определенное обозначение: число, номер или символ.
Обозначим через xi, i = l,...,m, наблюдаемое состояние (свойство) объекта, а через yi, i = 1,...,т, ‑ обозначение для этого свойства.
Чем теснее соответствие между состояниями и их обозначениями, тем больше информации можно извлечь в результате обработки данных. Менее очевидно, что степень этого соответствия зависит не только от организации измерений (т. е. от экспериментатора), но и от природы исследуемого явления, и что сама степень соответствия в свою очередь определяет допустимые (и недопустимые) способы обработки данных!
Множество обозначений, используемых для регистрации состояний наблюдаемого объекта, называется измерительной шкалой.
Измерительные шкалы в зависимости от допустимых на них операций различаются по их силе. Самые слабые — номинальные шкалы, а самые сильные — абсолютные.
Выделяют три основных атрибута измерительных шкал, наличие или отсутствие которых определяет принадлежность шкалы к той или иной категории:
1) упорядоченность данных означает, что один пункт шкалы, соответствующий измеряемому свойству, больше, меньше или равен другому пункту;
2) интервалъностъ пунктов шкалы означает, что интервал между любой парой чисел, соответствующих измеряемым свойствам, больше, меньше или равен интервалу между другой парой чисел;
3) нулевая точка (или точка отсчета) означает, что набор чисел, соответствующих измеряемым свойствам, имеет точку отсчета, обозначаемую за ноль, что соответствует полному отсутствию измеряемого свойства.
Кроме того, выделяют следующие группы шкал:
· неметрические или качественные шкалы, в которых отсутствуют единицы измерений (номинальная и порядковая шкалы);
· количественные или метрические (шкала интервалов, шкала отношений и абсолютная шкала).