Ритуал - основа синтеза слова, музыки, танца, изображения, пантомимы
Древние образы и символы
И наскальные рисунки, и фигурки помогают нам уловить самое существенное в первобытном мышлении. Духовные силы охотника направлены на то, чтобы постичь законы природы. От этого зависит и сама жизнь первобытного человека. Охотник до мельчайших тонкостей изучил повадки дикого зверя, именно поэтому художник каменного века так убедительно сумел показать их. Сам человек не пользовался таким вниманием, как внешний мир, поэтому так мало изображений людей в пещерной живописи и столь близки в полном смысле слова палеолитические скульптуры.
Главной художественной особенностью первобытного искусства была символическая форма, условный характер изображения.
Были распространены символы «мирового дерева», дороги, богини-матери.
Первую законченную картину мира дает так называемое «мировое дерево», символизировавшее небо(верх), землю(середина), подземное царство (низ). Самыми древними скульптурными изображениями на сегодняшний день являются так называемые «Венеры» - примитивные женские фигурки. Они еще очень далеки от реального сходства с человеческим телом. Им присущи общие черты: увеличенные бедра, живот, груди, отсутствие ступней ног. Первобытных скульпторов даже не интересовали черты лица. Их задача заключалась не в том, чтобы воспроизвести конкретного человека, а в том, чтобы создать обобщенный образ женщины-матери, символ плодородия и хранительницы очага. Помимо людей изображали животных: лошадей, коз, зубров, северных оленей и других.
Кроме основных видов изобразительного искусства и архитектуры, в недрах первобытной культуры оформились начала танца, музыки и театра. Жизнь первобытного человека не была столь однообразной и безрадостной, как это может показаться современному человеку.
По всей вероятности, самой ранней формой театрального искусства была пантомима, с помощью которой можно было пластически изобразить сцены охоты с метанием копья и стрельбой из лука, весь земледельческий цикл (от сева до сбора урожая), разнообразные обряды и церемонии (от свадьбы до посылки чужому племени символов, означающих объявление войны или заключение мира). В то же время в недрах пантомимы зародилось музыкальное искусство. Необходимым условием жизни наших далеких предков была слаженность коллективного труда, а поэтому в основе их совместных действий лежал ритм, облегчавший трудовые процессы. Особенно ярко он проявлялся в хоровых танцах, где простейшим «инструментом», обеспечивающим ритмическую основу танца, становился человеческий голос, рождающий простейшую мелодию. Такое сочетание музыкального и пластического начал, выраженное в простейшей пантомиме, лишний раз подтверждает синкретический характер первобытного искусства.
Другой, не менее важной причиной возникновения музыкального творчества стало подражание звукам окружающей природы. Первобытный человек считал, что с помощью звуков, имитирующих голоса природы (грома, падающих камней, льющейся воды, криков птиц и рева умирающего раненого зверя), он может добиться успешной охоты или богатого урожая. Известно, что инстинктивный мелодический дар свойствен не только человеку: он прекрасно развит, например, у птиц. Но только человек стал сознательным творцом музыки.
Со временем к этому природному звукоподражанию добавились и чисто человеческие интонации (естественные крики, возгласы, простейшие попевки), в которых уже можно было выделить мотивы с четко зафиксированным положением высоты звука. И наконец, появились напевы, в основе которых лежало многократное повторение различных интонаций с определенным интервалом. Это и была одна из первичных форм музыки.
Таким образом, главным условием рождения музыки как вида искусства стал художественный дар человека, его способность, а главное, потребность мыслить и переживать с помощью музыкальных образов.
Ритмическим сопровождением хорового танца мог быть не только голос. Ритмично постукивая по каким-либо предметам или орудиям труда, первобытный человек на самом деле использовал простейшие музыкальные инструменты. Наглядным подтверждением этой теории происхождения и развития музыки в эпоху позднего палеолита служит древнейший музыкальный комплекс из костей мамонта, обнаруженный во время раскопок у села Мезин в Черниговской области на Украине. Трубчатые кости с боковыми отверстиями, по всей вероятности, служили для воспроизведения музыкальных ударно-шумовых или ритмических звуков. Простейшие флейты, свистки и свирели были найдены и на местах палеолитических поселений во Франции, в Чехии, Венгрии.
А что представляли собой первые танцы древности? Как они были еще далеки от того, что мы сегодня называем этим привычным словом! Разнообразными движениями и жестами человек передавал свои впечатления от окружающего мира, свои собственные ощущения, настроение и душевное состояние. Появлению танца способствовали ритмические движения, повторяющиеся во время охоты или других видов трудовой деятельности первобытного человека. Первоначально они носили примитивный характер и больше напоминали простейшие гимнастические упражнения. Бешеные скачки, имитация повадок животного, притопывание ногами, выразительные жесты рук — все это предпосылки для возникновения танца. Охотники верили, что имитация повадок животных способна влиять на успешное завершение охоты. До сих пор у некоторых народов сохранились такие подражательные танцы. У австралийских племен — танцы «бабочки», «лягушки» и «кенгуру»; у бразильских индейцев — «рыбьи» пляски и пляски «летучей мыши»; у североамериканских — «медведя» и «бизона», а на севере России — танцы «утушек», «лебедушек», «оленя».
Существовали и воинственные танцы, связанные с магическими ритуалами, укреплявшими веру в победу над врагом. Жизнь в окружении непонятных, чудесных и грозных сил природы как бы заставляла первобытного человека поклоняться многочисленным духам, которых необходимо было задабривать. Различали также погребальные танцы и танцы-заклинания. На стенах пещер в Испании сохранились древние схематичные росписи попарно танцующих женщин в колоколообразных юбках. Все пары (их четыре) даны в изящном наклоне, передающем характер движения.
Среди основных видов древнего театрального искусства можно назвать охотничьи маскировки, охотничьи и тотемические пляски.
Охотничьи маскировки преследовали единственную цель: обмануть животное и обеспечить успешную охоту. При этом человек создавал не художественный образ, а лишь имитировал повадки животного. Охотничью пляску уже можно считать образным отражением действительности в сознании человека. Обычно она разыгрывалась по определенному сценарию и могла воспроизводиться несколько раз. Такая пляска сопровождалась звуками барабанов и трещоток, а также пением присутствующих, которые одновременно являлись и зрителями. Тотемическая пляска предполагала выступление перед зрителями в костюме и маске тотема — животного или растения, являвшегося предком-покровителем данного племени. Огромное значение приобретало актерское мастерство исполнителя, демонстрировавшего обобщенные черты тотема.