Научные революции Нового и Новейшего времени

В настоящее время популярна идея о том, что в истории науки со времени становления ее как социального института в XVII в. произошли четыре глобальные революции и были со­ответственно три периода в развитии науки, различающиеся по типам преобладающей рациональности [29, 30].

Первая научная революция произошла в XVII в. и завершилась становлением классического естествознания.Механика, математика.

Вторая научная революция произошла в конце XVIII -первой половине XIX в.

переходом к дисциплинарно организованному естествознанию.

Формирую­тся в биологии, геологии, географии и других областях естествознания специфические картины реальности, отражающие идеалы эволюционного объяснения.

первая и вторая глобальные революции в естествозна­нии характеризуются формированием и развитием классичес­кой науки и ее стиля мышления.

Третья научная революция была связана со становлени­ем неклассического естествознания в период с конца XIX до середины XX в.

· в физике открыта делимость атома,

· становление релятивистской и квантовой теории;

· в космологии формулируется концепция нестационар­ной Вселенной;

· в химии начинается развитие квантовой химии;

· в биологии происходит становление генетики;

· возни­кают кибернетика и теория систем, сыгравшие огромную роль в построении современной научной картины мира.

Картины реальности, вырабатываемые в отдель­ных науках, еще сохраняли свою самостоятельность, но каж­дая из них участвовала в формировании представлений, которые затем включались в общенаучную картину мира. Послед­няя рассматривалась не как точный и окончательный портрет природы, а как постоянно уточняемая и развивающаяся систе­ма знания о мире.

Четвертая научная революция происходит в современ­ную эпоху, начиная с последней трети XX в.

· В ходе этой на­учной революции рождается новая, постнеклассическая наука. Характер научной деятельности меняется в связи с

· примене­ние научных знаний практически во всех сферах социальной жизни,

· радикальных изменений в средст­вах хранения и получения знаний (компьютеризация науки, появление сложных приборных комплексов и т.д.).

· На перед­ний план науки выдвигаются междисциплинарные и проблем­но ориентированные формы исследовательской деятельности.

· наряду с собственно познавательными целями все большую роль начи­нают играть цели экономического и социально-политического характера.

· В естествознание начи­нает внедряться идеал исторической реконструкции, причем не только в дисциплинах, традиционно изучающих эволюционные объекты (геология, биология, география), но и в современной космологии и астрофизике.