Библиографический список

Стиль как средство реализации конструктивной идеи произведения

Информационно-структурные и тональные (стилистические) характеристики текста

Смысл и значение. Глубина прочтения текста

Семиотические и коммуникативные способы компрессии информации в тексте

Информативность текста и способы ее повышения

Текст как функционально-стилевая категория

Понятие креолизованного текста

Художественный текст прозаический и стихотворный

Текст монологический и диалогический

Текст в тексте

Категории времени и пространства в художественном и нехудожественном тексте

Перевернутый образ

Словесный (художественный) образ

Тексты нехудожественные и художественные

Типы текстов

Функции абзаца

Абзац как композиционно-стилистическая единица текста

Повторная номинация

Целостность и связность как конструктивные признаки текста

Единицы текста – высказывание и межфразовое единство

Текст как законченное информационное и структурное целое. Единицы текста

Функциональный и прагматический аспекты в изучении текста

Текст и его восприятие

Теория текста. Ее предмет и объект

Прагматическая установка текста и прагматическая установка автора

Виды тематического (классического) абзаца

Виды информации и функционально-смысловые типы речи (способы изложения)

Авторская модальность. Образ автора

Формы представления авторства в художественном и нехудожественном тексте

Проявление авторской индивидуальности в стиле текста

Заключение

Приложение. Примерная программа курса «Теория текста»

Предисловие

 

Книга дает представление о тексте как объекте книговедческого и лингвостилистического анализа. Текст определяется как динамическая единица высшего порядка, как речевое произведение, обладающее признаками связности и цельности – в информационном, структурном и коммуникативном плане. Многоаспектность самого феномена текста диктует и многоаспектность его характеристики. Поэтому в книге рассмотрены как вопросы текстообразования, так и вопросы текстовосприятия: текст как продукт речемыслительной деятельности и текст как материал для восприятия. Особо подчеркивается значимость функционального и прагматического аспектов в изучении текста как основы поиска оптимального варианта его речевой организации.

Учтены следующие задачи изучения текста: выявление форм и закономерностей соотношения внешних (коммуникативных) факторов, лежащих в основе конструирования текста, и внутренних констант текста; установление взаимоотношений плана содержания и плана выражения в рамках текста как речевого произведения; описание и обоснование типологии текстов.

При характеристике текста реализован коммуникативно-прагматический принцип в определении текстовых категорий.

В последние годы текст стал объектом разноаспектного изучения. Лингвистический аспект, в частности, стимулируется развитием функциональной стилистики и потребностями массовой коммуникации. Текст, представляя собой сложную структуру многообразно соотносящихся и различающихся по своим качествам элементов, интересует исследователей прежде всего с точки зрения категорий содержания и формы. Поэтому речевая организация текста, соответствующая его информационно-коммуникативным качествам, особенно приковывает внимание исследователей.

В теории текста еще много нерешенных проблем. Нет единства взглядов на типологию текстов. Нет пропорциональности в степени разработки отдельных понятий и категорий текста.

При недостаточной разработанности научных основ анализа и построения текста естественной оказалась противоречивость и субъективизм оценок и рекомендаций в практических пособиях по работе с текстом. Для разработки типовой методики анализа текста – многомерной и одновременно непротиворечивой, – видимо, необходимо исследование большого массива разных типов и жанров текста, причем при таком исследовании важно обратить внимание не столько на то, из чего состоит текст, сколько на то, как он сделан, поскольку текст – это не сумма компонентов, а цельное произведение, имеющее целеустановку, функциональное назначение и обладающее авторской модальностью.

В методике анализа соотношение «автор – текст – читатель» занимает далеко не последнее место. Двунаправленность текста как результата деятельности (для автора) и как материала для деятельности (для читателя) таит в себе многие секреты конструирования текста и его функционирования, порождения текста и его восприятия.

В настоящем издании предпринята попытка дать по возможности всестороннюю характеристику текста, исходя из имеющихся в специальной литературе материалов; помочь студентам-филологам, журналистам, редакторам и книговедам разобраться в сложной текстовой проблематике и на этой основе выработать навыки теоретически обоснованного анализа текстов и их компонентов.