Пресс-секретарь

Главной фигурой пресс-службы или пресс-центра является пресс-секретарь. Исполняя свои служебные обязанности, пресс-секретарь осуществляет три функции: информационную (во время встречи с журналистами); общественно-политическую, когда комментирует события или выступление руководителя своей организации; управленческую, реализуя обратную связь общения руководителя и общественности.

Опыт показывает, что авторитетность суждений пресс-секретаря зависит от того, как он в своей деятельности следует таким принципам, как объективность, оперативность, достоверность, информационная достаточность в освещении или комментировании событий.

При работе с журналистами пресс-секретарь должен учитывать, что его слушатели теоретически хорошо подготовлены, знают суть излагаемых проблем и уходят с пресс-конференции до ее окончания, чтобы успеть составить отчет для ближайшего номера газеты или выпуска телевизионных новостей. Важную информацию им лучше излагать кратко, в деловом стиле, нужно беречь время журналистов, соблюдать объя в-ленный регламент.

Выступая перед журналистами, пресс-секретарь, как правили, со общает детали, подробности события, комментирует действия руководства, оправдывает или защищает управленческие решения, чтобы добиться доверия общественности непредвзятым анализом различных точек зрения, проявляя уважительное отношение к оппонентам.

Усилиями пресс-секретаря поддерживается обратная связь руководства организации с общественностью через средства массовой информации. Как на положительную, так и на негативную информацию, предоставленную пресс-секретарем, поступает ответная реакция. Это становится известным в организации, что ведет к корректировке стиля общения с прессой.

Для облегчения работы со СМИ пресс-секретарь постоянно обновляет список редакций газет, телерадиокомпаний, который охватывает все ежедневные, еженедельные печатные издания и содержит данные о журналистах и репортерах, о руководителях электронных СМИ, редакторах и издателях.

В списке электронных СМИ обязательно должна быть следующая информация:

■ почтовый адрес, владелец, принадлежность сети, телефоны, номер канала, время выхода в эфир;

■ телефоны студии новостей, часы работы в вечернее время, рабочие и выходные дни, имя редактора новостей, личные телефоны репортеров;

■ время и продолжительность ежедневных программ новое той.их рейтинг;

■ срок подачи информации или обращения об освещении событий в программе новостей;

■ возможность предоставления готовых программ;

■ график и требования к освещению событий; имена тех, кто составляет и контролирует программы местных новостей; время записи и выхода в эфир, требования к предварительному заказу; живой эфир или предварительная запись;

■ политические симпатии ведущих журналистов, имеются ли возможности для ведения передач на большом расстоянии;

■ стоимость платной рекламы, пропагандистских клипов, сюжетов.

Пресс-секретарь обязан иметь подробнейшие данные и о печатных изданиях:

■ почтовый адрес, имя владельца, издателя, учредителя, главного редактора, его заместителей, заведующих отделами, специальных корреспондентов, собственных корреспондентов, их личные телефоны;

■ дни выхода газеты, сроки сдачи материалов, наличие субботних (воскресных) выпусков, рейтинг газеты, тираж, категория подписчиков, регион распространения;

■ политическая платформа редакции газеты, готовность публиковать материалы, не совпадающие с позицией редакции;

■ политика использования фотоматериалов;

■ наличие колонки политического обозревателя, слухов, светской хроники:

■ вопросы, которые отстаивала газета, ее руководство и журналисты;

■ стоимость платной рекламы, заказных публикаций.

Пресс-секретарь обязан постоянно обновлять список СМИ, вовремя вносить в него изменения, не бояться журналистов, относиться к ним с уважением, давать им исчерпывающую информацию как при личном общении, так и по телефону.

При передаче информации пресс-секретарю следует придерживаться середины между «примитивным» изложением фактов и откровенной саморекламой. Любой контакт с прессой по конкретному вопросу должен акцентировать внимание на одной главной теме, которая представляет собой основную часть пресс-релиза или главную часть интервью для печати, радио или телевидения.

Если в опубликованной информации пресс-секретарь обнаружил серьезное искажение фактов, сначала нужно убедиться, допустил ли журналист непроизвольную ошибку или он сделал это преднамеренно. Потом следует связаться с корреспондентом и спокойно обсудить ситуацию, предложить свои объяснения факта, но не ввязываться в спор. Нужно вежливо попросить автора публикации о поправке, а не об опровержении. Можно предложить огласить через эфир точку зрения пресс-секретаря или руководителя организации, фирмы. Если журналист не соглашается на поправку в публикации, то можно с этим предложением обратиться к руководителю телерадиоканала или редакции газеты. При этом не надо обвинять корреспондента в преднамеренности действий, чтобы не осложнять с ним отношения.

Если же журналист интересуется чем-то слишком деликатным, то пресс-секретарь может сказать, что эти факты надо проверить, прежде чем комментировать. Отвечая на щекотливые вопросы, нельзя блефовать, терять доверие корреспондентов. Никогда не надо лгать представителям СМИ.

Рабочий день пресс-секретаря, как правило, ненормированный, часто очень насыщенный разными событиями. Это и деловые встречи с руководством, и присутствие на совещаниях и заседаниях, и знакомство с оперативной информацией (чтение документов, заявлений, служебных докладов и обзоров), и изучение прессы, почты, и подготовка к пресс-конференциям, брифингам, презентациям. Возможны неофициальные встречи с журналистами, создание информационных подборок из печати для руководства организации, фирмы, наконец, сопровождение руководителя в поездках и командировках и многое другое. И каждый день бывают главные события, отодвигающие другие мероприятия на другое время.

В обязанности пресс-секретаря часто входит написание текстов выступлений руководителя перед разными аудиториями, в том числе по телевидению и радио, а также для печати (правда, иногда для выполнения этого поручения привлекаются специалисты разных сфер производства). Задача пресс-секретаря — сохранить в каждом выступлении сложившийся имидж руководителя, стиль его публичных выступлений; подчинить их целям организации, фирмы; добиться интереса аудитории за счет включения в текст новой информации, отвечающей запросам слушателей. А для установления доверительного отношения к оратору пресс-секретарь вместе со специалистами может включить в его выступление в разумных пределах юмор, шутки, крылатые выражения. Сам же выступающий вправе изменить композицию речи, ее аргументацию, вплоть до коренной переработки текста: ведь именно он несе г ответственность за содержание публичного выступления.

В плотном графике работы руководителя иногда появляется свободное время для пресс-секретаря, которое он использует для консультаций, выработки планов очередных выступлений и заявлений для печати, плановых пресс-конференций и других массовых мероприятий. Но что бы ни делал пресс-секретарь, приобщенность к команде руководителя побуждает его сознательно уходить в тень. Все его личные успехи приобщаются к общей репутации руководства, определенной структуры.

В связи с этим пресс-секретарь не должен выступать с собственным заявлением по каким-то важным общественно-политическим или экономическим акциям. Ему не следует вступать в творческое состязание с журналистами в написании аналитических обзоров по итогам пресс-конференций, проводимых самим пресс-секретарем. Ему надо постоянно помнить, что суть работы пресс-секретаря — это организационная работа с журналистами, а не демонстрация им «образцовой журналистики». Вместе с тем пресс-секретарь не должен быть и буфером, чтобы руководитель не отгораживался им от представителей прессы.

Известный теоретик паблик рилейшнз О. Г. Коваль считает, что хороший пресс-секретарь является:

■ источником информации; журналисты должны стремиться переговорить именно с ним, так как только он имеет возможность общаться с руководством несколько раз в день;

■ хорошо информированным человеком, поскольку он участвует в разработке, обсуждении и реализации программ, принятии ключевых решений, а также готовит руководителя к общению с журналистами;

■ тем, кто стремится создать такие информационные поводы, которые безусловно привлекут внимание СМИ, и использует все возможные средства, чтобы донести информацию до заинтересованных групп общественности68.