Тема 8. Философия Нового времени (2 час.)

План лекции:

1. Основные идеи и особенности философии XVII в.Презентация 5, слайд 1,2)

2. Эмпиризм и рационализм. Индукция и дедукция.

3. Понятие субстанции. Пантеизм.

4. Монадология Лейбница.

5. Философия Просвещения.

1. Основные идеи и особенности философии XVII в.

Новое время связывают с началом буржуазных революций и пери­одом становления буржуазных отношений в европейских странах XVI – ХVII вв., что обусловило развитие науки и появление новой философской ориентации на науку. Главной задачей философии становятся проблемы обоснования способов достижения знания - проблемы методологии познания.

Основные идеи философии XVII в.(презент. 5, слайд 1:

· Принцип автономного мыслящего субъекта.

· Принцип методического сомнения.

· Индуктивно-эмпирический метод.

· Рационально-дедуктивный метод, включающий интеллектуальную интуицию.

Особенно­сти философии Нового времени( Презент. 5, слайд 2).

Начиная с ХVI в. начинает бурно развиваться естествознание: потребности мореходства опpeделяют развитие астрономии; строитель­ство городов, кораблестроение, военное дело - развитие математики и механики. Новая наука опирается, прежде всего, на практику матери­ального производства: изобретение машин в текстильной промышлен­ности, совершенствование орудий производства в угольной и металлургической промышленности. Начавшийся в эпоху Возрождения процесс разложения феодального общества в XVII в. расширяется и углубляется. Развитие нового буржуазного общества порождает изме­нения не только в экономике, политике, социальных отношениях, оно меняет и сознание людей. Развитие науки нового времени привело к переориентации философии: если средневековая философия имела теоцентрический характер, философия Возрождения ориентирова­лось на искусство и гуманитарное знание, то философия Нового времени опиралась на науку.

С XVII в. начинается организационное становление науки как самостоятельного института, наука приобретает современные черты и формы. Законы, открытые естественными науками, переносятся и на исследование общества. Из общефилософских знаний в период Ново­го времени в самостоятельные отрасли выделяются обществоведче­ские дисциплины: экономика, социология, политология.

Для онтологии этого периода характерны такие черты, как механицизм - абсолютизация законов механики, перенесение их на все виды движения, в том числе и на развитие общества, и деизм (от лат. deus - бог) - признание Бога первопричиной развития природы, силой, давшей первотолчок мировому движению и больше не вмешивающейся в его ход. В философии деизм стал формой дистанцирования от религии в эту эпоху. Характерной особенностью деизма было сведение к минимуму функции Бога.

ДЕИЗМ - это учение, которое признает существование Бога в качестве безличной причины, мира.

Эти представления легли в основу новой физической картины мира, важнейшими предпосылками которой стали астрономические открытия Галилео Галилея (1564-1642) и Иоганна Кеплера (1571-1630), а также открытые Исааком Ньютоном (1643-1727) законы классиче­ской механики.

В философии происходит решительный разрыв со схоластикой и ре­лигией. В борьбе против религиозных догматов, авторитета и давле­ния церкви возникает учение о всемогуществе разума и безграничных возможностях научного исследования. Для философии Нового вре­мени характерна сильная материалистическая тенденция, вытекаю­щая, прежде всего, из опыта естествознания. Крупными философами в Европе XVII в. являются: Ф. Бэкон (1561-1626) - Англия, Р. Декарт(1596-1650), Б. Паскаль (1623-1662) - Франция; Б. Спино­за (1632-1677) - Голландия; Г. Лейбниц (1646-1716) - Германия.

Не без основания XVII век называют «веком гениев», что указывает на необыкновенный взлет философской и научной мысли. Продолжа­ется также идущая от средних веков полемика между номинализмом, опирающимся на опыт, и реализмом, согласно которому достоверное познание возможно только с помощью разума. Эти два направления в Новое время трансформировались в эмпиризм ирационализм.

  1. Эмпиризм и рационализм. Индукция и дедукция.