ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ИЗДАТЕЛЬСКОМ ДЕЛЕ

   

Информационные технологии (ИТ) в области обработки издательско-полиграфической продукции можно определить как совокупность методов регистрации, хранения, обработки и передачи информации для печатного и электронного размножения текстовой и изобразительной продукции.

На протяжении продолжительного периода времени ИТ совершенствуются в зависимости от уровня развития науки и техники и меняющихся требований общественно-социального характера.

Параметры информационных технологий
Коммуникационные возможности Виды носителей информации Организация обмена информацией
Раздельная обработка различных видов информации и интегрированная обработка с манипуляцией одновременно объектами разной природы (тексты, изображения, телефонные сообщения, мультимедиа) Бумага, фотопленка, магнитная лента, магнитные и оптические диски, спутниковые и кабельные линии Курьер, почта, телефонная сеть, факс, новые информационные технологии (факсимильная передача информации, локальная сеть, базы данных и знаний, электронная почта, экспертные системы, телеконференции, компьютерные издательские системы)
Техническая основа новых информационных технологий
Новые среды накопления информации на машиночитаемых носителях (магнитные и оптические диски) Средства связи, обеспечивающие доставку информации в любую точку земного шара и в космос без существенных ограничений во времени и пространстве Компьютерная обработка информации по заданным алгоритмам (сортировка, классификация, накопление, представление в нужной форме, быстрый обмен)

Новые информационные технологии таким образом, в отличие от предшествующих, характеризуются новыми коммуникационными возможностями (интегрированная обработка с манипуляцией одновременно объектами разной природы), новыми носителями информации (магнитные и оптические диски), новыми подходами в организации обмена информацией (компьютерные издательские системы).

Компьютерная издательская система (КИС) в соответствии с новой издательской концепцией должна служить целям организации продуктивного издательского производства, удовлетворяющего в том числе нужды современного бизнеса.

Основная задача КИС в настоящее время — облегчить процесс подготовки, хранения и распространения публикаций, как традиционных печатных, так и электронных. Современная КИС должна обладать средствами для обеспечения коллективной работы, автоматизации подготовки изданий, управления на протяжении всего жизненного цикла издания. Издательская концепция, в соответствии с которой КИС трактуется исключительно как средство для монтажа текста, графики, фотографий, таблиц и формул на рабочем листе, в настоящее время теряет актуальность.

Автоматизация издательского производства затронула все стадии подготовки публикаций - хранение, управление, распространение, даже такой творческий процесс, как подготовку публикации (авторинг). Издательство становится более интенсивным и эффективным.

«Бизнес-критичные» документы - новый термин, в котором отражены требования к продукции в условиях быстроизменяющегося современного бизнеса:

  • сжатые сроки подготовки и доставки;
  • возможность оперативного внесения изменений;
  • соответствие стандартам;
  • структурное построение;
  • целостность и надежность (отказоустойчивость);
  • конфиденциальность, возможность разграничения доступа и аутентификации (установления подлинности) пользователя.

Совершенствование издательского производства происходит в трех основных направлениях:

  • публикация документов с использованием сети электронных досок, электронной почты, файловых архивов Internet, всемирной паутины WWW;
  • разработка электронных издательств на базе использования компакт-дисков;
  • совершенствование традиционной технологии на базе использования компьютерной техники.