ШКОЛЫ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

МОНАСТЫРСКИЕ И ЦЕРКОВНЫЕ ШКОЛЫ

В средние века при монастырях существовали монастырские школы, готовившие к занятию иерархических должностей. По их образцу создавались церковные школы. Основу образования со­ставляли «семь свободных искусств». В младшей ступени обучали тривиуму (латинская грамматика, диалектика и риторика). В старшей—изучали квадривиум (музыка, арифметика, геометрия и астрономия). На обеих ступенях преподавались религия, цер­ковная история и чтение с письмом. Преобладало заучивание на­изусть на латинском языке. На начальных ступенях ученики за­писывали на дощечке читаемый учителем материал и затем за­учивали его. На старших ступенях к тексту делались коммента­рии. Обучение носило догматический характер. Дисциплина была суровой, практиковались наказания. Школой руководил схоластик, которому подчинялись ректоры и магистры, преподававшие пред­меты и назначавшие себе помощников из лучших учеников. Гос­подствовало приучение к беспрекословному подчинению религи­озному авторитету.

Городские сословия открывали школы письма, где обучали чте­нию и письму на родном языке, составлению деловых бумаг, сче­ту и необходимым для торговли и ремесла сведениям из географии, истории, естествознания, позже ввели латинский язык.

В XIV веке в Европе появилось стремление к изучению древних наук и искусств. В Мантуе Фельтре открыл школу, известную как «Дом радости». Она была отлично оборудована и располагалась в живописном месте. Школа была бессословной, в ней царили пра­вильность и строгость, соблюдались гигиена, гимнастика, закали­вание, режим. Обучение учитывало возрастные особенности детей. Использовались подвижные буквы, ученики тщательно усваивали материал. После изучения образцовых отрывков давались сочи­нения. При чтении дети несколько раз прочитывали трудные ме­ста, оттачивали произношение. Обучение шло на латинском язы­ке, но заучивание начиналось после того, как дети поймут мате­риал. Фельтре стремился построить учение так, чтобы оно прино­сило детям радость и удовольствие. Для наиболее известных школ эпохи Возрождения характерно было усиление внимания к лично­сти ребенка, стремление вызвать у детей интерес к учению и школьной жизни.

В XIV веке в Германии славилась школа Троцендорфа в Гор­лице, построенная на принципе самоуправления. Она делилась на шесть классов, подразделявшихся на отделения. Ученики сами на­блюдали за порядком и посещением уроков, оказывали помощь отстающим.

Поступки учащихся обсуждал выбранный из учеников Сенат. Главным предметом был латинский язык, изучались Священное писание, греческий язык, диалектика, риторика, философия и му­зыка. В старших классах обучали учителя, в младших старше­классники.

В это же время по инициативе Меланхтона в Нюрнберге была открыта средняя школа, где изучались богословие, латинский язык, отрывки из Овидия, Вергилия и Цицерона. Названные школы бы­ли предвестниками гимназий.