Основные понятия

Рынок информационных услуг может быть определен как совокуп­ность экономических, правовых и информационных отношений по торговле (продаже и покупке услуг) между поставщиками (продавца­ми) и потребителями (покупателями) и характеризуется определен­ной номенклатурой услуг, условиями и механизмами их предоставле­ния и ценами.

Товаром на рынке информационных услуг является информация. Информация — это сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления.

Информация, зафиксированная на материальных носителях и хра­нящаяся в информационных системах (библиотеках, архивах, фон­дах, банках данных, других информационных системах), образует информационные ресурсы [1]. Под информационной системой по­нимается организационно упорядоченная совокупность документов (массивов документов) и информационных технологий, в том числе с использованием средств вычислительной техники и связи, реализую­щих информационные процессы. Информационный ресурс может принадлежать одному человеку или группе лиц, организации, городу, региону, стране, миру. Информационный ресурс является продуктом деятельности наиболее квалифицированной части общества.

Мировые информационные ресурсы в имеющейся литературе обыч­но подразделяются на три сектора:

* сектор деловой информации;

* сектор научно-технической и специальной информации;

* сектор массовой потребительской информации.

Сектор деловой информации подразделяется в свою очередь на сле­дующие группы:

* биржевая и финансовая информация — информация о котиров­ках ценных бумаг, валютных курсах, учетных ставках, рынках то­варов и капиталов, предоставляемая биржами, специальными службами биржевой и финансовой информации, брокерскими компаниями;

* статистическая информация — числовая, экономическая, демо­графическая, социальная информация в виде рядов динамики, прогнозных моделей и оценок, предоставляемая государственны­ми службами, а также компаниями, занятыми исследованиями, разработками и консалтингом;

* коммерческая информация — информация о компаниях, фирмах, корпорациях, направлениях их работы, финансовом состоянии, ценах на продукцию и услуги, связях, сделках, руководителях;

* деловые новости в области экономики и бизнеса.

Биржевая и финансовая информация изменяется постоянно. Сле­довательно, и предоставление ее потребителю должно осуществлять­ся в реальном масштабе времени.

Требования к оперативности предоставления потребителю коммер­ческой информации ниже, чем требования к предоставлению бирже­вой и финансовой информации. Обычно коммерческая информация обновляется ежедневно или еженедельно.

Важность коммерческой информации в условиях рынка и конку­ренции весьма высока. Эта информация используется непосредствен­но бизнесменами и предпринимателями при решении следующих задач:

* выбор поставщиков, партнеров и размещение заказов;

* выход на рынок с новым товаром;

* поиск покупателей;

* слияние и приобретение компаний;

* маркетинговые исследования по анализу рынка.

Сектор научно-технической и специальной информации включает документальную библиографическую, реферативную и полнотексто­вую информацию о фундаментальных и прикладных исследованиях, а также профессиональную информацию для юристов, врачей, инже­неров и т. д.

Сектор массовой потребительской информации включает ново­сти и справочную информацию, потребительскую и развлекатель­ную информацию (погода, расписание транспорта, покупки и прода­жи, аренда машин, справочники служб быта и т. д. ).

Виды деятельности, связанные с формированием информационных ресурсов, поддержанием их в актуальном состоянии, созданием средств связи, обработки и копирования информации, объединяют в понятие информационной индустрии. Под средствами обработки наряду с вы­числительной техникой понимается и программное обеспечение. То­варом в сфере информационной индустрии является информация, компьютерная техника, программное обеспечение, оргтехника и дру­гие средства, используемые в информационных технологиях.

Способность решать задачи информационного обслуживания на уровне максимальных возможностей, определяемых достигнутым на данный момент состоянием развития вычислительной техники и свя­зи, называют информационным потенциалом.

Структуры, которые работают на информационном рынке, предла­гают потребителям следующие виды услуг:

* непосредственный доступ к базам данных — режим on-line;

* пакетный доступ к базам данных — режим off-line;

* базы данных на дискетах и компакт-дисках;

* консультации, оказываемые специалистами в области информа­ционных ресурсов;

* обучение доступу к мировым информационным ресурсам.

Указанные виды услуг имеют свои области эффективного исполь­зования и могут взаимно дополнять друг друга.

В качестве поставщиков информации на рынке информационных услуг выступают коммерческие структуры, государственные и обще­ственные организации, частные лица. Обычно они именуются инфор­мационными корпорациями, информационными агентствами, инфор­мационными службами, информационными центрами.

Необходимо отметить, что информация является основой приня­тия решений во всех сферах человеческой деятельности. Она способ­ствует повышению эффективности труда в различных областях. Это обстоятельство определяет тот факт, что потребителями (пользова­телями) информационных услуг выступают специалисты, работаю­щие практически во всех сферах производства.

Классификация пользователей может проводиться по различным основаниям. К примеру, пользователи могут быть разделены на сле­дующие группы:

специалисты промышленных предприятий и предприятий тор­говли;

* специалисты консалтинговых и маркетинговых информацион­ных агентств;

* работники научно-исследовательских учреждений и учебных за­ведений;

* работники государственных учреждений;

* работники общественных организаций;

* индивидуальные пользователи.