Традиция отношения к силе

Лекция 2

Сентября 2012

Понятие безопасности, развитие терминов на его основе

Лекция 1

Сентября 2012

Международная безопасность

3 контрольных (2 + документы, устно)

Взять программу на кафедре.

Со следующего четверга семинары.

 

Термины:

1) национальная безопасность

2) международная безопасность

3) информационная безопасность (cyber security) - безопасноть данных и их носителей;

4) экономическая - негативные воздействия на экономику. Не на всю экономику, а на важные отрасли;

5) энергетическая - бесперебойное снабжение источниками энергии по доступным ценам;

6) экологическая - отсутствие внешнего воздействия (загрязнение трансграничных водоёмов, например, или использование энергии рек);

7) социальная - всё, что связано с вирусными заболеваниями и вопросы борьбы со спидом. Неуловимая категория - по-разному трактуется учёными (то, что мешает функционировать гос аппарату);

8) внутренняя

9) идеологическая - сохранение исторического и культурного опыта страны, базового набора ценностей (спорный);

10) продовольственная - спорный термин, обеспечение населения необходимыми и качественными продуктами питания.

 

Национальная Б - (узкое понимание) только национальная безопасность - военно-политическая безопасность (внешние границы, органы госвласти и высшие чиновники - оборона и контрразведка); (широкое понимание) все сферы безопасности (либо некоторые из них) = 1-10.

Международная Б - (узкое) военно-политическая; (широкое) все сферы = 1-10.

Глобальная Б - (не имеет узких трактовок) = 1-10.

НБ - МБ (национальные госва сообща).

НБ (не равно) ГБ (т.к. проблемы глобальные решать надо всем вместе => ГБ - альтернатива НБ).

Национальное правительство - основной С обеспечения Б госва. Коллективная Б нескольких госв = МБ

Общая Б - приемлимые условия для государств-антагонистов / Коллективная Б - определённый порядок меду государствами-союзниками (или госвами, которые в одном политическом лагере).

Терроризм - проблематика НБ.

ГБ - ядерная безопасность, экологическая.

 

Soft security (power) - вопросы, которые необязательно выносить на высший уровень принятия решений (президент, парламент) - решают министры, директора департаментов - уровень экспертного решения. (3,4,[5],6,7,9,10).

Hard security (power) - уровень политического решения, важные вопросы. (1,2,[3],[4],5,8,[9],[10]).

Тенденция - вопросы из софт переходят в хард.

Проблематика безпасности в 20 в. постоянно расширялась.

 

 

К семинару:

Безопасность (национальная оборона) => почему расширялось понятие "безопасность" в течение 20 в.?

 

3 базовые традиции:

1) сила, мощь (power) - реал политик (язычество). Сила даёт право. Might (способность к к-л действиям) => right.

2) мир, ненасилие (peace, non-violence) - христианская догматика = сила применяться не должна. 1-4 вв. для христианства. Без проблем, пока христианство не стало государственной религией. Модификация: вся власть у Бога => Бог = сила => из божественной воли право на действие. Might=God=>right. Пока христианство не стало гос религие в Римской Империи. Христианские принципы мешают интересам империи => модификация христианской догматики на основе 2-х тезисов:

а) мир может установиться и поддерживаться, он сохраняет определённый порядок, но порядок может быть несправедливым. Следует ли его поддерживать? => выбор между порядком, миром и справедливостью. Св. Августин: несправедливый порядок или применение силы для его разрушения => лучше применить силу ради справедливости (высших целей);

б) христианин может силой оружия помогать не столько самому себе, сколько другим.

3) справедливость (justice) - миссионерская (справедливых воинов) традиция - 15-17 вв. Попрежнему высшая сила - Бог, у суверена божественная природа власти. Суверен контролирует силу.

К 16 в. традиция "реал политик" (Макиавелли - апологет силовой политики и минимальных ограничений для политиков (такое понимание сейчас), что несовсем справедливо. Ввёл критерией рационального интереса для политика - сдерживающий фактор в средние века, а не стимул к использованию силовых методов). Вестфаль: суверен-рациональный интерес-насилие.

 

На рубеже 18-19 вв. - какие могут быть ограничения на применение силы? Теперь ищут не оправдания применению силы, а ограничения на применение. Клаузевитц "О войне": что такое война и когда нужно воевать - политическая традиция ограничения силы. Фон Клаузевитц - продукт эпохи Просвещения (всё можно постичь умом). Его формула: война есть продолжение политики (иными средствами). ...есть идеальная война (в чистом виде) - это акт противоборства, кот ценен сам по себе, где царствует дух войны (желание убить и т.д.) => война ради войны, насилие ради насилия. А война политическая - война ради достижения политических целей. Даже политическая война может свестись к идеальной - этого быть не должно, война должна оставаться в рамках изначальных целей. Войну нужно остановить, когда политические цели достигнуты. Что делать, чтобы выйти из идеальной войны? - формула не объяняет.

 

Традиция ненасилия модернизируется в 18-19 вв.... Кант, Гегель: порядок, мир, справедливость. Как нам установить справедливый порядок, который не требовал бы отказа от мира? 2-ая пол 19 в. - консенсус: если не отказаться от войн, то хотя бы поставить их в определенные рамки. => 1898 г. Мирная конференция в Гааге - правила ведения войны. (нормативный подход - методы ведения войны, just warfare - справедливые средства ведения войны / just war - справедливая война (война за справедливость).=>

Гаагские конвенции - ограничения воздухоплавания в военных целях (научных достижений). - 1-ый эта ограничения;

2-ой этап - между мировыми войнами (конвенция о химическом оружии, ограничения локальных конфликтов);

3-ий этап - Женевские конвенции 1949 г. (гуманитарное право войны) по итогам ВМ2. Военные действия затрагивают всех - разделить тех, кто воюет, и тех, кто не воюет. Правила для комбатантов + выделение некомбатантов + ограничения на применение военной силы для того, что нужно некомбатантов (не уничтожать поля).

4-ый этап - комплекс различных соглашений по контролю над вооружениями.

В сухом остатке гуманитарное право войны со своей задачей не справилось.

 

К концу 19 в. традиция ненасилия вышла на первый план. Задача - установить мировой порядок с центром в Европе (Лига Наций) - провал.

Тезис: ведение войн возможно и лучше вести с позиций абсолютного превосходства.

На каком этапе остановить изгоя (политического)? - использование силы оправдано для поддержания порядка, признанного большинством государств. Если вызов небольшой - локальные действия.

Non-violence - воевать для порядка.=> поддерживать не мир, а порядок.