Вопрос 3.

Система управления самого древнего Индского государства (III тыс. до н. э.) мало известна. Можно лишь предполагать существование сильной центральной власти и административного аппарата.

Сложившиеся в I тысячелетии до н. э. отдельные государства были по преимуществу монархическими. Наследственная власть царя (раджи) – верховного распорядителя земли, командующего войском, главного защитника дхармы (правил добродетельной жизни) – имела черты деспотии. Несложный аппарат чиновников осуществлял исполнительные функции. Имелась даже сеть осведомителей-шпионов. Некоторые из государств сохраняли (как пережитки племенной демократии) республиканский тип правления с выборным вождем и народным собранием. Такие раннеклассовые республики называлисьганы.

Создание в Индии империи, объединившей различные в этническом и культурном отношении регионы, потребовало усовершенствования организации управления. Царь почитался как наместник бога на земле. Однако черты обожествления и деспотический характер власти не были столь явными, как в Египте или Вавилоне. Законы предписывали царю «охранять подданных» и заботиться о них (ЗМ, VII, 80; VIII, 304; Вишну-смрити, III, 1–3). Власть его ограничивалась советом знати – паришадом, который формировался из самых знатных, влиятельных и мудрых людей. В IV в. до н. э. крупным политиком и ближайшим советником царя Чандрагупты был Каутилья. Традиция приписывает ему создание знаменитого трактата об искусстве политики – «Артхашастры Каутильи».

Высшие сановники (Законы Ману говорят о том, что их было 78 – VII, 56–60) руководили различными ведомствами – финансовым, военным, судебным и другими. Вся империя была разбита на пять основных областей, управлявшихся обычно членами царского дома. Сам царь и его ближайшие помощники инспектировали управление провинциями.

Самыми мелкими политическими единицами были общинные селения, управляемые старостами. И хотя контроль за работой местных органов со стороны царских чиновников был постоянным, община обладала определенной экономической и политической самостоятельностью. Во главе городов были поставлены градоначальники, под началом которых находился штат служащих муниципального ранга.

Военные силы государства составляла, в основном, наемная армия. Специальный военный совет и должностные лица в военном ведомстве (по происхождению – кшатрии) распоряжались формированием пехоты, кавалерии, отрядов колесниц и боевых слонов. Войско было многочисленным и прекрасно организованным. В случае опасности оно могло быть пополнено за счет ополчения.

Политическое могущество империи Маурьев было подкреплено созданием идеологической основы, роль которой сыграл буддизм в III в. до н. э. государство получило возможность устанавливать контроль за духовной жизнью граждан.

Лекция XI.