ТЕМА 3.4. ТРУДНЫЕ СЛУЧАИ УПОТРЕБЛЕНИЯ ГЛАГОЛЬНЫХ ФОРМ
ТЕМА 3.3. ОСОБЕННОСТИ УПОТРЕБЛЕНИЯ ФОРМ ПРИЧАСТИЙ И ДЕЕПРИЧАСТИЙ
№1. От данных глаголов образуйте всевозможные формы причастий.
Желать – желающий, желавший, желаемый, желанный;
бросать – бросающий, бросавший, бросаемый;
бросить – бросивший, брошенный;
рисовать - рисующий, рисовавший, рисуемый, рисованный;
нарисовать – нарисовавший, нарисованный;
победить – победивший, побеждённый;
увязать – увязавший, увязанный;
строить – строящий, строивший;
построить – построивший, построенный;
бороться – борющийся, боровшийся.
№2.Образуйте деепричастия несовершенного вида. Укажите глаголы, от которых таких деепричастий образовать нельзя.
Свирепеть - свирепея, кричать - крича, бежать ---, грохотать - грохоча, проповедовать - проповедуя, тормозить -тормозя, беречь----, быть - будучи, признавать - признавая, роптать - ропща, волноваться - волнуясь.
Образуйте деепричастия совершенного вида.
Вынести - вынеся, развеять - развеяв, обессилеть - обессилев, обессилеть - обессилив, прикоснуться - прикоснувшись, отречься - отрёкшись, остаться - оставшись, сплести - сплетя.
№3.Употребите глаголы в форме настоящего времени.
1) Сосны вершинами машут приветно.
2) Лиловая занавеска чуть – чуть колышется от ветра.
3) Кличут трубы молодого казака.
4) Не пенится море, не плещет волна.
5) Волхов пеной серебристою в берег хлещет.
6) Сыплет спелые орехи мне орешник в кузовок.
7) Мороз слегка щиплет за щёки.
8) Всё дремлет, но дремлет напряжённо-чутко.
9) Несётся Терек, волнами точит дикий берег, клокочет вкруг огромных скал.
10) Опять сомненье душу гложет.
№4.Поставьте глаголы в нужной форме.
1) «Чего ты хочешь от меня?» — нахмурясь, голову вскричала. (П.)
2) Своей дремоты превозмочь не хочет воздух. (П.)
3) Вы отдохнуть хотите? (Т.)
4) Как удержать негодованье уста упрямые хотят! (П.)
5) Евгений смотрит: видит лодку, он к ней бежит как на находку.(П.)
6) Смутилось сердце киевлян; бегут нестройными толпами... (П.)
7) Государь мой! Куда вы бежите? (Н.)
8) Солнце так и жжет. (Григ.)
9) Прервётся ли души холодный сон, поэзии зажжётся ль упоенье? (П.)
10) Оба они любовно чтят (чтут) память о ней. (М. Г.)
11) Вот что: ты поезжай один, поезжай (Розов)
12) Не играй, кошка, углём: лапу обожжешь). (Посл.)
№6. Спишите. Подчеркните глаголы прошедшего времени одной чертой, настоящего — двумя.
1) Лёд таЕт. Снег растаЯл.
2) В небе реЕт орёл. Он далеко видИт кругом. Вот увидЕл внизу зайца и камнем рухнул вниз.
3) Тихон полностью зависИт от своей матери Кабанихи. Тихон зависЕл от своей матери.
4) На улице громко лаЕт собачонка. Она полаЯла, полаЯла и замолчала.
5) Осторожно пробирается заяц, слышИт каждый шорох, издалека чуЕт опасность. УслышАл, как хрустнула ветка, почуЯл недоброе, притаился.
№9.Спишите. Подчеркните корневые гласные в глаголах на -ива-, -ыва-.
1) Войска сосредотОчивались у переправы.
2) Дальнейшие переговоры уполномОчивался вести глава делегации.
3) Нельзя мириться с недоделками в жилищном строительстве и узакОнивать их. (Газ.)
4) ОсвАивались новые области нашей необъятной Родины. (Ушаков)
5) Леса обуслОвливают климат. (Ч.)