ТЕМА 3.4. ТРУДНЫЕ СЛУЧАИ УПОТРЕБЛЕНИЯ ГЛАГОЛЬНЫХ ФОРМ

ТЕМА 3.3. ОСОБЕННОСТИ УПОТРЕБЛЕНИЯ ФОРМ ПРИЧАСТИЙ И ДЕЕПРИЧАСТИЙ

№1. От данных глаголов образуйте всевозможные формы причастий.

Желать – желающий, желавший, желаемый, желанный;

бросать – бросающий, бросавший, бросаемый;

бросить – бросивший, брошенный;

рисовать - рисующий, рисовавший, рисуемый, рисованный;

нарисовать – нарисовавший, нарисованный;

победить – победивший, побеждённый;

увязать – увязавший, увязанный;

строить – строящий, строивший;

построить – построивший, построенный;

бороться – борющийся, боровшийся.

№2.Образуйте деепричастия несовершенного вида. Укажите глаголы, от которых таких деепричастий образовать нельзя.

Свирепеть - свирепея, кричать - крича, бежать ---, грохотать - грохоча, проповедовать - проповедуя, тормозить -тормозя, беречь----, быть - будучи, признавать - признавая, роптать - ропща, волноваться - волнуясь.

Образуйте деепричастия совершенного вида.

Вынести - вынеся, развеять - развеяв, обессилеть - обессилев, обессилеть - обессилив, прикоснуться - прикоснувшись, отречься - отрёкшись, остаться - оставшись, сплести - сплетя.

 

№3.Употребите глаголы в форме настоящего времени.

1) Сосны вершинами машут приветно.

2) Лиловая занавеска чуть – чуть колышется от ветра.

3) Кличут трубы молодого казака.

4) Не пенится море, не плещет волна.

5) Волхов пеной серебристою в берег хлещет.

6) Сыплет спелые орехи мне орешник в кузовок.

7) Мороз слегка щиплет за щёки.

8) Всё дремлет, но дремлет напряжённо-чутко.

9) Несётся Терек, волнами точит дикий берег, клокочет вкруг огромных скал.

10) Опять сомненье душу гложет.

 

№4.Поставьте глаголы в нужной форме.

1) «Чего ты хочешь от меня?» — нахмурясь, голову вскричала. (П.)

2) Своей дремоты превозмочь не хочет воздух. (П.)

3) Вы отдохнуть хотите? (Т.)

4) Как удер­жать негодованье уста упрямые хотят! (П.)

5) Евгений смотрит: видит лодку, он к ней бежит как на находку.(П.)

6) Смутилось сердце киевлян; бегут нестройными толпами... (П.)

7) Государь мой! Куда вы бежите? (Н.)

8) Солнце так и жжет. (Григ.)

9) Прервётся ли души холодный сон, поэзии зажжётся ль упоенье? (П.)

10) Оба они любовно чтят (чтут) память о ней. (М. Г.)

11) Вот что: ты поезжай один, поезжай (Розов)

12) Не играй, кошка, углём: лапу обожжешь). (Посл.)

 

№6. Спишите. Подчеркните глаголы прошедшего времени одной чертой, настоящего — двумя.

1) Лёд таЕт. Снег растаЯл.

2) В небе реЕт орёл. Он да­леко видИт кругом. Вот увидЕл внизу зайца и камнем рух­нул вниз.

3) Тихон полностью зависИт от своей матери Ка­банихи. Тихон зависЕл от своей матери.

4) На улице громко лаЕт собачонка. Она полаЯла, полаЯла и замолчала.

5) Осторожно пробирается заяц, слышИт каждый шорох, издалека чуЕт опасность. УслышАл, как хрустнула ветка, почуЯл недоброе, притаился.

№9.Спишите. Подчеркните корневые гласные в глаголах на -ива-, -ыва-.

1) Войска сосредотОчивались у переправы.

2) Дальней­шие переговоры уполномОчивался вести глава делегации.

3) Нельзя мириться с недоделками в жилищном строи­тельстве и узакОнивать их. (Газ.)

4) ОсвАивались новые области нашей необъятной Родины. (Ушаков)

5) Леса обуслОвливают климат. (Ч.)