DSS - системы поддержки принятия решений - СППР

Для функционирования ИС необходимо обеспечить как наличие средств генерации данных так и средства их анализа. Имеющиеся в ИС средства построения запросов и различные механизмы поиска хотя и облегчают извлечение нужной информации, но все же не способны дать достаточно интеллектуальную ее оценку, т. е. сделать обобщение, группирование, удаление избыточных данных и повысить достоверность за счет исключения ошибок и обработки нескольких независимых источников информации (не только корпоративных БД, но и внешних). Проблема эта становится чрезвычайно важной в связи с лавинообразным возрастанием объема информации и увеличением требований к инфосистемам по производительности — сегодня успех в управлении предприятием во многом определяется оперативностью принятия решений, данные для которых и предоставляет ИС. Принятие решения В последние годы все активнее стали применяться понятие "принятие решения" и связанные с этим понятием системы, методы, средства поддержки принятия решений. Принятие решения- акт целенаправленного воздействия на объект, основанный на анализе ситуации, определении цели, разработке программы достижения этой цели.

Определение DSS (СППР)

Системы поддержки принятия решений (СППР, DSS, Decision Support System) возникли в начале 70-х 20 столетия благодаря развитию управленческих информационных систем и успехам в создании систем искусственного интеллекта. На развитие СППР важное влияние оказали достижения в области информационных технологий, в частности телекоммуникационные сети, персональные компьютеры, динамические электронные таблицы, экспертные системы. Системы подобного класса основаны на технологиях искусственного интеллекта, как правило, не входят в состав интегрированных систем управления предприятием, а являются разработками третьих фирм. Представляют собой системы, разработанные для поддержки процессов принятия решений в сложных мало структурированных ситуациях, связанных с разработкой и принятием решений. Главной особенностью информационной технологии поддержки принятия решений является качественно новый метод организации взаимодействия человека и компьютера. Выработка решения, что является основной целью этой технологии, происходит в результате итерационного процесса, изображенного на рисунке, в котором участвуют:
  • система поддержки принятия решений в роли вычислительного звена и объекта управления;
  • человек как управляющее звено, задающее входные данные и оценивающее полученный результат вычислений на компьютере.
Окончание итерационного процесса происходит по воле человека. В этом случае можно говорить о способности информационной системы совместно с пользователем создавать новую информацию для принятия решений. СППР могут включать в себя ситуационные центры, средства многомерного анализа данных и прочие инструменты аналитической, позволяют моделировать правила и стратегии бизнеса и иметь интеллектуальный доступ к неструктурированной информации. Используемые на этом уровне специальные математические методы позволяют прогнозировать динамику различных показателей, анализировать затраты по разным видам деятельности, уяснять их детальную структуру, формировать подробные бюджеты по разным схемам. До сих пор нет единого определения СППР, в качестве примера можно привести следующие:
  • Это наиболее мощный представитель класса аналитических систем ориентированный на:
    • Анализа больших массивов данных,
    • на выполнение более сложных запросов,
    • моделирование процессов предметной области,
    • прогнозирование,
    • нахождение зависимостей между данными
    • для проведения анализа "что если"
  • Это интерактивная прикладная система, которая обеспечивает конечным пользователям, принимающим решение, легкий и удобный доступ к данным и моделям с целью принятия решений в слабоструктурированных и неструктурированных ситуациях в разных областях человеческой деятельности
  • Это такие системы, которые основываются на использовании моделей и процедур обработки данных и мыслей, которые помогают принимать решение
  • это интерактивные автоматизированные системы, которые помогают лицам, принимающим решение, использовать данные и модели для решения неструктурованных и слабоструктурованых проблем
  • это компьютерная информационная система, используемая для поддержки разных видов деятельности во время принятия решений в ситуациях, когда невозможно или нежелательно иметь автоматическую систему, полностью выполняющую весь процесс решений
  • это многоуровневая многофункциональная автоматизированная система выработки и реализации решений, которая формируется на основе:
    • синтеза функциональных и структурных схем отдельных звеньев объекта;
    • сквозных моделей и задач по стадиям жизненного цикла изделия и самого объекта;
    • объединения разрозненных локальных подсистем в единую систему управления;
    • создания взаимосвязанных контуров управления и усиления роли оперативного управления (для изучения логики и диагностики их течения);
    • углубления системного и программно-целевого подхода к планированию и автоматического анализа работы объекта;
    • развития единых сквозных норм и нормативов;
    • создания разветвленной АРМ (как интеллектуальных терминалов), обеспечения программных взаимосвязей, согласования информации и диалога.
DSS - СППР DSS– это человеко-машинный вычислительный комплекс, ориентированный на анализ данных и обеспечивающий получение информации, необходимой для принятия решений в сфере управления. Такое разнообразие определений отображает широкий диапазон разных типов СППР. Но практически все виды этих компьютерных систем характеризуются четкой структурой, которая содержит три главных компонента, которые составляют основу классической структуры СППР, отличающей ее от других типов ИС: 3 компонента - основа классической структуры СППР
  • интерфейса пользователя, который дает возможность лицу, которое имеет право принимать решения, проводить диалог с системой, используя разные программы ввода, форматы и технологии вывода;
  • подсистемы, предназначенной для сохранения, управления, выбора, отображения и анализа данных;
  • подсистемы, которая содержит набор моделей для обеспечения ответов на множество запросов пользователей, для аналитических задач.

Характеристики DSS (СППР)

Специфические особенности и компонентов обеспечивают в СППР реализацию таких характеристик ИС: Интерактивность СППР Означает, что система откликается на разного рода действия, какими человек намеревается повлиять на вычислительный процесс, в частности в диалоговом режиме. Человек и система обмениваются информацией в темпе, который сравнимый с темпом обработки информации человеком. Тем не менее, практика показывает, что очень много руководителей желают и умеют вести прямой диалог с компьютером. Многие из них понимают преимущество взаимодействия с системой через посредника или в режиме косвенного доступа, когда возможная пакетная обработка информации. Вместе с тем свойство интерактивности необходимо для исследования новых проблем и ситуаций, во время адаптивного проектирования прикладных СППР Интегрированность СППР Обеспечивает совместимость составных систем относительно управления данными и средствами общения с пользователями в процессе поддержки принятия решений Мощность СППР Означает способность системы отвечать на самые важные вопросы Доступность СППР Это способность обеспечивать выдачу ответов на запросы пользователя в нужной форме и в необходимое время Гибкость СППР Характеризует возможность системы адаптироваться к изменениям потребностей и ситуаций Надежность СППР Означает способность системы выполнять нужные функции на протяжении заданного периода времени Робастность (robustness) СППР Это степень способности системы восстанавливаться в случае возникновения ошибочных ситуаций как внешнего, так и внутреннего происхождения. Например, в робастной системе допускаются ошибки в входной информации или неисправности аппаратных средств. Хотя между надежностью и робастностью может существовать определенную связь, эти две характеристики системы разные: система, которая никогда не будет возобновляться в случае наступления ошибочных ситуаций, может быть надежной, не будучи робастной, а система с высоким уровнем робастности, которая может восстанавливаться и продолжать работу в многих ошибочных ситуациях, может быть вместе с тем отнесенная к ненадежных, поскольку она не способна заранее, выполнить необходимые служебные процедуры при повреждениях Управляемость СППР Означает, что пользователь может контролировать действия системы, вмешиваясь в ход решения задачи.   Дополнительно к этой особенности информационной технологии поддержки принятия решений можно указать еще ряд ее отличительных характеристик. Отличительные характеристики
  • использование больших объемов данных;
  • ориентация на решение плохо структурированных (формализованных) задач;
  • сочетание традиционных методов доступа и обработки компьютерных данных с возможностями математических моделей и методами решения задач на их основе;
  • добавление в систему новых данных происходит относительно редко крупными блоками (например, раз в квартал загружаются данные по итогам квартальных продаж из OLTP-приложения);
  • данные, добавленные в систему, обычно никогда не удаляются;
  • перед загрузкой данные проходят различные процедуры "очистки", связанные с тем, что в одну систему могут поступать данные из многих источников, имеющих различные форматы представления для одних и тех же понятий, данные могут быть некорректны, ошибочны;
  • направленность на непрофессионального пользователя компьютера;
  • небольшое число пользователей (аналитики);
  • высокая адаптивность, обеспечивающая возможность приспосабливаться к особенностям имеющегося технического и программного обеспечения, а также требованиям пользователя.
  • очень часто новый запрос формулируется аналитиком для уточнения результата, полученного в результате предыдущего запроса (интерактивность);
  • скорость выполнения запросов важна, но не критична. Современные компьютерные системы поддержки принятия решений имеют такие характеристики:
  • предоставляет руководителю помощь в процессе принятия решений и обеспечивает поддержку во всем диапазоне контекста структурированных, полуструктурированных и неструктурированных задач, результаты которых трудно спрогнозировать заранее. Ум человека и информация, которая генерируется компьютером, составляют единое целое для принятия решений.
  • поддерживает и усиливает (но не заменяет и не отменяет) соображения и оценки руководителя. Контроль остается за человеком. Пользователь «чувствует себя комфортно» и «как дома» в системе, а не испытывает «запугивание» со стороны системы.
  • повышает главным образом эффективность принятых решений. В отличие от административных информационных систем, в которых акцент делается на максимальной производительности аналитического процесса, в СППР значительно весомым фактором является эффективность процесса принятия решений
  • выполняет интеграцию моделей и аналитических методов со стандартным доступом к данным и выборкой данных. Для предоставления помощи в принятии решения активизируются одна или несколько моделей (математических, статистических, имитационных, количественных, качественных и комбинированных). Содержание БД охватывает историю текущих и предыдущих операций (сильная сторона типичной АИС), а также информацию внешнего характера и информацию о среде
  • простая в работе для лиц, которые не имеют значительного опыта общения с ЭВМ. Системы являются дружескими для пользователей, практически не требуют глубоких знаний вычислительной техники и обеспечивают простое взаимодействие с системой. Имеют встроенные средства обучения и прочие атрибуты программных интерфейсных систем
  • построенная по принципу интерактивного решения задач. Пользователь имеет возможность поддерживать диалог из СППР в беспрерывном режиме, а не ограничиваться заданием отдельных команд с последующим ожиданием результатов
  • ориентированны на гибкость и адаптивность с приспособлением к изменениям среды или подходов к решению задач, которые определяет пользователь. Руководитель может приспособиться к изменяемым условиям сам и соответственно подготовить систему. Но эволюция и адаптация системы должны быть объединены с ее жизненным циклом
  • не должна навязывать пользователю определенного процесса принятия решений. Пользователь должен иметь набор возможностей, чтобы выбирать их в соответствии со стилем его деятельности — стиля «воображаемых моделей».
Перечисленные характеристики требуют особой организации данных, отличных от тех, что используются в OLTP-системах (нормализованные реляционные таблицы). Для того чтобы существующие ХД способствовали принятию управленческих решений, информация должна быть представлена аналитику в нужной форме, то есть он должен иметь развитые инструменты доступа к данным хранилища и их обработки. По критерию режима анализа данных информационно-аналитические системы подразделяются на две категории: Статические DSS - СППР Известны в литературе информационными системами руководителя (Executive Information Systems - EIS). EIS-системы содержат в себе предопределенные множества запросов но, будучи достаточными для повседневного обзора, неспособны ответить на все вопросы к имеющимся данным, которые могут возникнуть при принятии решений. Результатом работы такой системы, как правило, являются многостраничные отчеты, которые нельзя использовать для получения желаемого представления данных и после тщательного изучения которых у аналитика появляется новая серия вопросов Динамические DSS - СППР Ориентированы на обработку нерегламентированных (ad hoc) запросов аналитиков к данным. Наиболее глубоко требования к таким системам рассмотрел в 1993 г . E.F.Codd, положившей начало концепции OLAP.   Чтобы разобраться в работе СППР, необходимо понять суть проблем, которые она решает, а также организационные процессы, в которые она включена. Так, например, при определении возможности внедрения СППР следует учитывать:
  • структурированность решаемых управленческих задач;
  • уровень иерархии управления фирмой, на котором решение должно быть принято;
  • принадлежность решаемой задачи к той или иной функциональной сфере бизнеса;
  • вид используемой информационной технологии.
Системы поддержки принятия решений получили широкое применение в экономиках передовых стран мира, причем их количество постоянно возрастает. На уровне стратегического управления используется ряд СППР, в частности для долго-, средне- и краткосрочного, а также для финансового планирования, включая систему для распределения капиталовложений. Ориентированные на операционное управление СППР применяются в областях маркетинга (прогнозирования и анализ сбыта, исследования рынка и цен), научно-исследовательских и конструкторских работ, в управлении кадрами. Операционно-информационные применения связаны с производством, приобретением и учетом товарно-материальных запасов, их физическим распределением и бухгалтерским учетом. Обобщенные СППР могут объединять две ли больше из пересчитанных функций.