Данные по знаменитому Владимирскому централу


В послевоенные годы в тюрьме находились руководители прибалтийских государств, содержавшиеся, как и ряд других заключённых, под номерами:

* № 1 — Меркис Антон Карлович, премьер-министр Литвы,
* № 2 — Меркис (Меркене) Мария Антоновна, жена А. Меркиса,
* № 4 — Меркис Гедемин Антонович, сын А. Меркиса и М. Меркене,
* № 5 — Урбшис Юозас Казимирович, министр иностранных дел Литвы,
* № 6 — Урбшис (Урбшене) Мария Францевна, жена Ю. Урбшиса,
* № 7 — Вильгельм Мунтерс, министр иностранных дел Латвии,
* № 8 — Мунтерс Наталья Александровна, жена В. Мунтерса,
* № 9 — Балодис, Иван Петрович, зам. президента и военный министр Латвии,
* № 10 — Балодис Эльвира Юльевна, жена И. Балодиса,
* № 11 — Лайдонер Йохан, генерал, командующий эстонской армией (умер в тюрьме),
* № 12 — Лайдонер, Мария Антоновна, жена Й. Лайдонера,
* № 30 — Стульгинскис Александрас сын Доменика, президент Литвы,
* № 31 — Шилингас Стасис, сын Адомаса, министр юстиции, член Государственного совета Литовской республики,
* № 32 — Тонкунас Юозас, министр просвещения Литвы.

 

Национальная политика – в первые послевоенные годы – у власти Национал-коммунисты. Активность, программы всестороннего развития республик – чтобы могли действовать с учетом наибольшей пользы для республики + для всего СССР.

Западные страны – члены антигитлеровской коалиции не признавали аннексию Советским Союзом Балтийских республик. Чтобы подчеркнуть добровольность вступления Латвии, Литвы и Эстонии в СССР, делегации прибалтийских республик участвовали помимо общесоюзной делегации на международных переговорах о переустройстве в Европе после войны. Также участие на Потсдамской конференции в 1945, на Нюрнбергском процессе в 1946 г. С тактико-политической точки зрения западные союзники не поднимали вопрос об оккупации и нарушении международного права в отношении балтийских стран.

После войны прибалтийские национал-коммунисты просили, чтобы было самостоятельное представительство этих республик в ООН. Но на это Сталин не пошел.

Аресты особо инициативных и выражавших несогласие - А. Йыээр в Эстонии, А. Никонов в Латвии и др., сокращение инициативности. Замены национал коммунистов в Латвии и Эстонии на руководителей местных компартий и управленцев республикой, более ориентированных на выполнение политики ЦК КПСС.

Более самостоятельную позицию сумел сохранить первый секретарь ЦК КПЛитвы – А.Снечкус. Но в значительной мере это было вызвано тем, что Литва в меньшей степени изначально планировалась как промышленный район общесоюзного значения. Кроме важного порта – Клайпеды, которую восстанавливали силами всего Союза. Послевоенное население по большей части не литовцы.

Развитие экономики в республиках Прибалтики, как и вообще в СССР, находилось под полным контролем общесоюзных органов. Тотальная регламентация из центра производимой продукции на местах, в республиках, согласование производимой продукции республиканскими министерствами с союзными - вплоть до размеров гвоздей, до жирности производимых сливок и т.п.

Потребность в массовом завозе рабочих кадров – до середины 50-х гг. – по оргнабору (по распоряжению, почти без возможности выбора) и соответственно изменение в национальных пропорциях республик. Кроме того, активная замена местных кадров присланными из других республик СССР, а также латышей, эстонцев, литовцев, живших после революции в СССР. Это настраивало жителей против советской власти. К соотечественникам из СССР коренное население часто относилось еще хуже, чем к русским. К середине 50-х гг. крен в этом плане настолько очевиден, что союзные власти настоятельно рекомендовали изменить кадровую политику в республиках – увеличить количество представителей коренных народов на руководящих постах. Но уже при Хрущеве в конце 50-х гг. новый виток «борьбы с национализмом» - в Латвии эти акции получили название «гонение ведьм»: обвинение республиканских властей в местном национализме, особенно если выступали за более свободную экономическую политику в республиках, за пропаганду национальной культуры.