Информационное обеспечение управления социальной сферой

Информация как совокупность данных и знаний представляет собой меру организации системы и является её достоянием. От уровня организации процессов сбора, накопления, хранения, поиска, передачи и методов обработки информации зависит эффективность системы управления производством. Банк, соответствующие базы данных, используемый язык как совокупность знаков и классификаторов, а также комплекс моделей и программ, обеспечивающих работу с данными, является компонентами информационной системы предприятия. Банк и база данных – это хранилища информации и основные компоненты информационной системы в многоуровневой интегрированной автоматизированной системе управления (ИАСУ).

Органы управления являются важным компонентом социальной сферы. Их воздействие на неё осуществляется путем разработки и внедрения нормативных социальных показателей населения, развития социальной инфраструктуры и оперативной реализации принимаемых решений, контроля планируемых состояний и параметров социальных процессов.

Основной проблемой, возникшей в связи с этим, становится вопрос подготовки принятия управленческого решения. Создание информационно-аналитических служб даст возможность перейти от разовых социологических исследований к регулярным измерениям различных социологических процессов, от изучения объектов управления в статике и их диагностики в динамике, от фиксации положения, самочувствия населения к их прогнозированию.

Такие службы должны строиться по иерархическому принципу, обеспечивающему комплексный подход к накоплению и последующей передаче и использованию данных, построению единых критериев и показателей, информационному взаимодействию различных ведомств и служб.

Основными этапами достижения целей информационно-аналитических служб являются:

- Сбор первичной информации о различных сторонах социальных процессов, происходящих в регионе, путем проведения оперативных социологических исследований, сопряжение исходных данных, полученных от источников различной ведомственной принадлежности;

- Оперативный, ретроспективный и перспективный анализ полученной информации;

- Выработка на его основе предложений и рекомендаций, необходимых органу управления в процессе подготовки своих решений, в ходе текущего оперативного руководства и перспективного планирования.

В ходе своей работы информационно-аналитические службы выполняют разнообразные функции.

- Информационно-диагностическая функция сводится к организации и проведению систематического, регулярного сбора информации, необходимой для полноценного функционирования социального мониторинга. Для её выполнения работникам служб необходимы глубокие знания методологии, методики, техники и организации проведения прикладных социологических исследований, четкие представления об имеющейся в регионе структуре и функциях основных управленческих звеньев различных министерств и ведомств.

- Планово-прогнозная функция состоит в определении тенденций развития социальных процессов, происходящих в регионе, всех направлений, средств и форм работы органов социального управления. На основе такой информации аналитические службы имеют возможность прогнозировать ожидаемые изменения, которые произойдут как в объекте, так и субъекте управления, готовить материалы для составления перспективных планов работы органа управления. Для успешной реализации рассматриваемой функции важно методически грамотно спланировать и провести опрос, получить и правильно обработать полученную прогнозную информацию. Не менее важно верно сформировать выборку респондентов для таких регулярных наблюдений.

- Социально-технологическая функция заключается в следующем. На основе полученной информации работники информационно-аналитической службы подготавливают возможные варианты решения тех или иных задач, встающих перед органом управления, оценивают эффективность и практическую реализуемость этих вариантов, выбирают наиболее оптимальный из них. Целью такой работы является достижение такого состояния субъекта управления, которое было бы качественно лучше исходного. Т.е. осуществляется подготовка и практическая работа по реализации конкретной социальной технологии.

- Контрольно-методическая функция заключается в периодическом контроле порядка выполнения принятых решений. Если в процессе его реализации произошло изменение условий, в которых применяются методические рекомендации, в последние вносятся необходимые коррективы или их переделывают полностью. Информационно-аналитическая служба оценивает полезность собираемых данных, рассматривает проекты методик сбора первичной информации и инструктивно-методических документов.

- Координирующая функция направлена на то, чтобы наладить четкую, взаимосогласованную совместную деятельность организаций различной ведомственной принадлежности для успешного функционирования программ и методик управления социальной сферой региона.

- Научно-исследовательская функция выполняется информационно-аналитической службой совместно с одной из научных или образовательных организаций. При этом их взаимоотношения строятся с целью выработки и апробации на конкретном материале научно обоснованных методов функционирования названных служб, применения в практической деятельности новейших научных разработок.

Основной проблемой, которая неизбежно возникает при внедрении методик социального мониторинга в практическую деятельность органов управления социальной защиты населения, является рассредоточенность объектов, по которым собирается информация, необходимая для социального управления.