Тема № 1
УСЛОВНЫЕ СОКРАЩЕНИЯ
Дополнительная
Основная
1, с.12–14; 2, с.142–147, 236–254; 3, с.136–138; 5, с.252–267, 305–316; 7, с.100; 10, с.464–497; 11, с.164–166; 19, с.161–168; 22, с.69–71.
14, с.10–12; 40; 55, с.33–39; 56, с.41–46.
АДП - аэродромный диспетчерский пункт
АН - авиационный наводчик
АРК - автоматический радиокомпас
АРП - автоматический радиопеленгатор
АСУ - автоматизированная система управления
АСП - авиационное средство поражения
ВП - воздушное пространство
ВВС - военно-воздушные силы
ВПП - взлетно-посадочная полоса
ВЦ - воздушная цель
ГРП - группа руководства полетами
ЗРВБ- заданный рубеж ввода в бой
ЗПС - задняя полусфера
ИКО - индикатор кругового обзора
ИТН - исходная точка наведения
КБП - курс боевой подготовки
КДП - командно-диспетчерский пункт
КП - командный пункт
ЛА - летательный аппарат
ЛПЦ - линия полета цели
НШР - непосредственные штурманские расчеты
ОБУ - офицер боевого управления
ПРНК - прицельно-навигационный комплекс
ПМУ - простые метеорологические условия
ПНС - прицельно-навигационная система
ПН - пункт наведения
ПН ИА - пункт наведения истребительной авиации
ПНЦ- пункт наведения и целеуказания
ПУ - пункт управления
ПШР - предварительные штурманские расчеты
РДЗ - руководитель дальней зоне
РЗП - руководитель зоны посадки
РЛС - радиолокационная станция
РЛЭ - руководство по летной эксплуатации
РП - руководитель полетов на аэродроме
РСБН - радиотехническая система ближней навигации
РСП - радиолокационная система посадки
РТС - радиотехнические средства
РЭБ - радиоэлектронная борьба
РЭО - радиоэлектронное оборудование
СКП - стартовый командный пункт
СМУ - сложные метеорологические условия
СРЛДН - самолет радиолокационного дозора и наведения
ТВМ - точка начала выполнения вертикального маневра
ТВФ - точка включения форсажа
ТНР - точка начала разворота
ФПУ - фактический путевой угол
ШН - штурман наведения
НАВЕДЕНИЕ – СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ УПРАВЛЕНИЯ
§ 1.1. Наведение – составная часть управления авиацией
Важнейшими оперативно-тактическими требованиями, предъявляемыми к боевым действиям авиации, являются внезапность, точность и своевременность. Для выполнения этих требований самолеты (вертолеты) должны точно выводиться на заданные воздушные, наземные и морские цели в назначенное время по траекториям, обеспечивающим эффективное выполнение поставленных боевых задач.
Самостоятельно решить эту задачу экипажи летательных аппаратов (ЛА) могут лишь в ограниченной области воздушного пространства, начиная с дальности обнаружения цели с помощью бортовых средств или визуально. Вне этой области движение ЛА по заданной траектории обеспечивается совместно экипажами и боевыми расчетами пунктов управления (командными пунктами (КП), пунктами наведения истребительной авиации (ПН ИА), пунктами наведения и целеуказания (ПНЦ), авианаводчиками и самолетами радиолокационного дозора и наведения (СРЛДН)).
Наведением называется комплекс действий расчетов пунктов управления, направленных на обеспечение вывода самолетов (вертолетов) в тактически выгодное положение относительно наземных, морских и воздушных целей по оптимальным траекториям.
Наведение – важнейшая составная часть управления экипажами при выполнении ими различных боевых задач.
Наведение на воздушные цели заключается в управлении движением истребителей для вывода их в тактически выгодное положение относительно воздушного противника, обеспечивающее его обнаружение с помощью бортовых средств или визуально, и выполнение атаки.
Наведение осуществляется расчетами пунктов управления (КП, ПН ИА, ПНЦ, самолетами РЛДН) в соответствии с решением командира по данным воздушной и наземной обстановки, поступающей от наземных (корабельных) РЛС и с борта самолета радиолокационного дозора и наведения.
Наведение выполняют офицеры боевого управления (ОБУ) (штурманы наведения), которые решают задачу наведения, вырабатывают и передают на борт истребителя команды наведения, целеуказания и информацию о воздушной (наземной) обстановке.
Экипажам истребителей подаются команды о курсе и режиме полета с периодическим целеуказанием (указанием дальности до цели, ее высоты и положения относительно наводимых самолетов).
Понятие наведения на воздушные цели тесно связано с понятием боевого полета (полета на выполнение боевой задачи).
Боевой полет включает следующие этапы (рис. 1.1.):
1. Взлет и построение боевых порядков.
2. Полет в район выполнения боевой задачи.
3. Действия в районе выполнения боевой задачи.
4. Полет из района выполнения боевой задачи на аэродром посадки.
5. Роспуск боевых порядков и выполнение посадки.
Рис. 1.1. Этапы боевого полета
Точка воздушного пространства, от которой истребитель начинает наводиться на цель, называется исходной точкой наведения (ИТН).
Наведение начинается с момента подачи команды на занятие истребителем курса отхода от ИТН. За ИТН может приниматься аэродром базирования истребителей, центр зоны дежурства в воздухе или любая заранее заданная точка (рис. 1.2.). Положение ИТН известно заранее, и летчик может выйти в нее самостоятельно.
Рис. 1.2.Различные положения исходной точкой наведения (ИТН)
Заканчивается наведение после доклада летчика об устойчивом обнаружении и опознавании заданной цели. С этого момента начинается воздушный бой.
Воздушный бой включает следующие этапы:
- занятие выгодного исходного положения (сближение);
- атака;
- маневрирование между атаками;
- выход из боя.
Занятие выгодного исходного положения (сближение) заключается в маневрировании экипажей (подразделений) с момента обнаружения противника до входа в область возможного выполнения атак (эффективного применения оружия).
Атака является решающим этапом наступательного воздушного боя. Она начинается с началом прицеливания (переводом РЛП в режим "Захват") и заканчивается наведением (пуском) ракет или прекращением стрельбы из пушек (пулеметов).
Маневрирование между атаками осуществляется при необходимости выполнить повторную атаку или при перенацеливании экипажа (группы) в ходе боя.
Выход из боя заключается в организованном прекращении и немедленном уходе экипажей из района ведения боя в заведомо выбранном (указанном) направлении.
Летчик, с учетом целеуказания и информации, поступающей от ОБУ, принимает решение на выбор маневра на сближение и выполнение атаки, по командам ОБУ или самостоятельно принимает решение на выход из боя.