Персонал как ресурс организации
Лекция 1. Система менеджмента
ТЕМА 1. ПЕРСОНАЛ И СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ
Основные понятия:
промышленно-производственный персонал; рабочие; основные рабочие; вспомогательные рабочие; руководители; линейные руководители; руководители функциональных служб; специалисты и служащие; младший обслуживающий персонал; ученики; работники пожарно-сторожевой охраны; непроизводственный персонал; квалификация персонала; сложность труда; основная цель управления персоналом; кадровый потенциал; механизм управления персоналом; принципы управления персоналом; функции управления персоналом; методы управления персоналом; стиль руководства.
В настоящее время ни у кого не вызывает сомнений, что персонал является важнейшим ресурсом организации, обеспечивающим ей устойчивое положение и развитие. При этом как ресурс персонал предприятия имеет следующие особенности:
1) он активен, т.е. люди всегда имеют собственные желания и устремления, поэтому все попытки управлять ими они воспринимают через призму своих собственных потребностей, следовательно, персонал способен отражать направленные на него воздействия, что может приводить к результатам, противоположенным ожиданиям руководства;
2) в управлении персоналом в той или иной степени участвуют как все руководители организации, так и специалисты кадровых служб, что может являться источником определенных противоречий между обусловленными потребностями производства желаниями руководителей и рекомендациями специалистов;
3) как руководители, так и специалисты служб управления персоналом, сами являются персоналом предприятия, что приводит к возрастанию субъективных моментов в управлении данным ресурсом.
Эти особенности определяют высокий уровень сложности кадровой работы, ошибки в которой приводят к разнообразным проблемам организации, важнейшими из которых являются:
· ухудшение состояние здоровья сотрудников, что можно рассматривать как важнейший параметр, определяющий состояние кадровой работы; если с течением времени общее количество заболеваний сотрудников растет, то это говорит о том, что администрация не заботится о них;
· снижение производительности труда;
· увольнение наиболее квалифицированных работников, что ведет к необходимости поиска новых кадров и их обучения;
· низкая исполнительская и трудовая дисциплина персонала;
· неудовлетворительный морально-психологический климат в организации;
· низкая инициативность работников при решении производственных проблем;
· конфронтация между администрацией и персоналом.
Работников предприятия можно классифицировать по различным критериям, важнейшим из которых являются функции, выполняемые работником. На этой основе всех работающих на предприятии можно разделить на две больших группы:
· промышленно-производственный персонал (ППП);
· непроизводственный персонал .
Наиболее многочисленной является первая группа. Работники, входящие в состав ППП, принимают прямое или косвенное участие в процессе производства, начиная от проектирования и заканчивая реализацией выпускаемой продукции.