Историография первой половины XVII в.

Ко времени восстания И. Болотникова и борьбы русского народа с польско-шведской интервенцией относится появление ряда исторических произведений. Официальная точка зрения на эти события нашла отражение в "Новом летописце", "Временни­ке" И. Тимофеева и "Сказаниях" А. Палицина.

"Новый летописец".Это историческое повествование и про­должение летописей времен Ивана IV. Работа начинается с рас­сказа о царствовании Федора Иоанновича и доходит до начала новой династии, до М. Романова. "Новый летописец" - произве­дение не летописного характера, так как не имеет хронологи­ческой сетки, весь текст разбит по главам. Основными источни­ками повествования были официальные документы и сказания.

Главной темой "Нового летописца" были не внутренние, а внешнеполитические и военные события рубежа XVI-XVII вв. и, прежде всего, события, связанные с польско-шведской интер­венцией. Борьба Минина и Пожарского с интервентами была представлена в виде борьбы православия с латинством. По воп­росам внутренней жизни автор останавливает свое внимание на мысли о законности прав Романовых на русский престол. Он доказывает законность прав тем, что Михаил Романов был яко­бы племянником царя Федора Иоанновича. Последние статьи "Нового летописца" были написаны в 1630 г.

Другие исторические труды пытаются раскрыть причины крестьянской войны под руководством И. Болотникова. Напри­мер, "Временник" И. Тимофеева и "Сказания" А. Палицина и др. рассматривают крестьянскую войну с точки зрения феодалов.

"Временник"дьяка Ивана Тимофеева был составлен в 1619 г. Это не летопись и даже не чисто историческое сочинение, а поучение на важнейшую историческую тему, волновавшую русское общество. В произведении дается описание от опричнины до междуцарствия и избрания на российский престол М.Романова. И. Тимофеев отрицательно относится к опричнине и рисует опричников как волков, отделенных от овец, то есть земщины.

Автор показывает жестокости Ивана IV, останавливаясь на смерти царевича Ивана, погибшего от руки отца, на от­равлении двоюродного брата Грозного Владимира Старицкого. Тимофеев критически оценивает Бориса Годунова и Васи­лия Шуйского, адресуя похвальные слова только Федору Иоан­новичу. И. Тимофеев считает, что все несчастья на Руси проис­ходили от пагубного стремления рабов сделаться равными гос­подам.

"Временник" выражает ненависть феодалов к восставшим крестьянам и холопам. Историк стремится дать извечность прав феодалов, ссылаясь на первородный грех Адама. В своем произ­ведении автор выразил настроения той части населения, кото­рая пережила страх в годы восстания и была озлоблена на крес­тьян и холопов.

"Сказание" А. Палицина выделяется богатством фактичес­кого материала и яркой публицистичностью. Автор - келарь Троице-Сергиева монастыря. Являясь очевидцем "смуты", Палицин описывает ход событий постепенно, отдельными частя­ми. Затем части автор собирает в единую книгу, окончательно завершив ее в 1620 г. В полной редакции изложение событий начато с царствования Ивана IV и доведено до 1618 г. Особое место отведено описанию осады Троицкого монастыря в 1609 г. "Сказание" не отличается точностью в освещении исторических событий, в нем встречаются противоречивые данные и оценки, характерно чрезмерное преувеличение заслуг монастыря и ав­тора в борьбе с иноземной интервенцией. В своем сочинении А. Палицин пытается найти причины потрясений в России нача­ла XVII в. Выступая с позиций церковно-феодальных кругов, он видит корень зла в грехах своих соотечественников, а также в том, что "всяк от своего чину выше начаша восходити: рабы убо господне хотяще быти..."

В "Казанском сказании" были высказаны те же мотивы фео­далов о крестьянской войне, которая сравнивается с Иудейской войной, описанной Флавием. В произведении подчеркнуто, что описанное Иосифом Флавием событие происходило в одном го­роде, в то время, как крестьянское движение охватило обширный район России. Крестьяне и холопы автором названы "злообразными", а дворяне "доброродными".

С совершенно иных позиций оценивались события начала XVII в. в работах представителей посадского населения. К ним относятся псковские сказания.

Первым таким сказанием начала XVII в. является "Повесть о разорении Пскова". Она рисует классовое расслоение в Пско­ве и показывает ожесточенную борьбу между "лучшими" и "мень­шими" людьми. "Повесть..." дает яркие картины происходящих событий. Это одно из лучших произведений русской историог­рафии XVII в.

Второе сочинение, составленное в Пскове около 1625 г., называется "О бедах, скорбях и напастях, иже бысть в великой России". Это сказание начинается описанием запустения русской земли после польско-шведской интервенции. Автор сравнивает это запустение с запустением Иерусалима, Александрии, Антиохии и др. Несчастья Русской земли повествователь приписыва­ет не простому народу, а политике бояр, вина которых возросла с приходом на престол М. Романова. Бояре собирали оброки и дани, русскую землю разделили по своему произволу. За свои грабежи и насилия бояре были разорены их же рабами. Но как только феодалы снова захватили власть, снова стали твориться насилия.

"Повесть о бедах и скорбях..." причины крестьянской вой­ны пытается рассмотреть с социальной точки зрения, отвергая церковную трактовку вопроса, данную в феодальной историог­рафии.