Политическая.

Познавательная.

Интеллектуально-развивающая.

История как наука, предмет ее изучения, функции, принципы.

Одной из дисциплин гуманитарного профиля изучаемого в техническом вузе является отечественная история. Эта дисциплина занимает центральное место в системе общественных наук, к которым относятся философия, культурология, экономическая теория. социология, политология, правоведение. Без применения принципа историзма, а также конкретного исторического материала существование этих наук невозможно и, наоборот, существование исторической науки нельзя представить без глубокого знания этих дисциплин.

История (в переводе с греч. – historia) - рассказ о прошедшем, об узнанном. История одна из древнейших наук, ей около 2500 лет. Ее основоположником считается древнегреческий историк Геродот (V век до н.э.), первым, написавшим книгу, которая так и называется «история». Одной из девяти греческих муз была Клио-муза истории, покровительница искусств и наук.

Предметом изучения истории являются:

1) закономерности социально-экономического развития Российского государства и общества, как части мирового процесса истории;

2) общественно - политические процессы, деятельность различных политических систем и структур

Курс отечественной истории изучаемой в вузе не повторяет школьный, т.к. во-первых, отличается глубиной обобщения материала, всесторонним анализом основных особенностей и противоречий исторического процесса, а во-вторых, преподавание истории в школе осуществляется на основе проблемного, а не фактологического подхода, что предполагает более высокий уровень.

Можно выделить следующие функции курса истории.

История является одной из тех дисциплин, с помощью которых студент получает дополнительный стимул к развитию черт интеллектуальной личности. Здесь уместно вспомнить слова Н.Г. Чернышевского: «Можно не знать, не чувствовать влечения к изучению математики, греческого или латинского языков, химии, можно не знать тысячи наук и все-таки быть образованным человеком. Но не любить истории может только человек, совершенно не развитый умственно».

История познается для того, чтобы лучше понять место общество и человека в самой системе прошлое - настоящее - будущее, оценить конкретную общественную систему, изменить общественный порядок и т.п. Есть стремление к «чистому» историческому знанию - удостовериться в чем-то, удовлетворить свои культурно-познавательные потребности и интересы и т.п.

Выдающийся русский историк, профессор Московского университета В.О. Ключевский остроумно заметил в одной из своих дневниковых записей, что, хотя и говорят о том, что история никого и ничему не научила, жизнь, однако, еще больше мстит тому, кто совсем не знает истории. Знаменитый ученый, великолепный лектор и острослов писал: "Не цветы виноваты в том, что слепой их не видит. История учит даже тех, кто у нее не учится: она проучивает их за невежество и пренебрежение". Хотелось бы напомнить еще один афоризм: "Ложь в истолковании прошлого приводит к провалам в настоящем и готовит катастрофу в будущем".

История - одна из важнейших форм самосознания людей. Опытом истории стремятся воспользоваться противоборствующие политические силы. Ссылками на историю они обосновывают свои действия. Поэтому в истолковании тех или иных исторических событий наблюдается непрекращающаяся борьба различных идей и мнений.