Наука как способ познания мира
Наука познает объективные законы изучаемых явлений. Благодаря этому наука обладает предсказательной функцией, позволяет предвидеть ход событий. Формула науки: знать, чтобы предвидеть; предвидеть, чтобы действовать со знанием дела. Наряду с наукой существует вненаучное познание, занимающее важное место в жизни человека. На практике вненаучные формы познания часто бывают незаменимы. Среди них наиболее распространено обыденное познание.
Под обыденным познанием понимают неспециализированную познавательную деятельность человека в процессе его жизнедеятельности. Результатом обыденного познания является жизненно-практическое знание. Такое знание не требует для своего усвоения и передачи специальной подготовки. При этом жизненно-практическое знание является ключевым во взаимопонимании людей и образует основу любого другого знания, в том числе и научного. Помимо обыденного, к вненаучному относят многочисленные специализированные виды практического познания и знания — например, практическое животноводство, растениеводство, швейное дело и т. д.
Результатом обыденного познания, так же как и научного, может быть объективное знание о мире. При этом научное и обыденное познание имеют ряд важных отличий:
1. Характер объекта познания. Обыденный опыт имеет дело с целым объектом и всем комплексом его внешних связей. В пауке объект познают посредством изучения его частей и нахождения связей между ними, при этом на теоретическом уровне имеют дело не с самими объектами, а с их идеализированными моделями.
2. Системность и обоснованность — признак, отличающий научное знание от обыденного. Научные знания выстраиваются в систему посредством логического выведения одних утверждений из других.
3. Проверка достоверности полученных знаний. Достоверность обыденного знания может быть установлена только опытом или в процессе производства. Наука использует специфическоесредство проверки знаний — эксперимент.
4. Использование специальной аппаратуры. В отличие от обыденного познания паука нуждается в специальных орудиях исредствах исследования — научной аппаратуре (инструментах, приборах, оборудовании).
5. Используемый язык. В процессе обыденного познания пользуются обычным, разговорным языком. В пауке помимо разговорного используется особо разработанный язык специфическихтерминов, символов, схем, формул.
6. Необходимость особой подготовки. В отличие от обыденного познания занятия наукой требуют особой подготовки — теоретической, практической, методической.
Научное познание иначе называют научным исследованием. Наука — не только результат научного исследования, но и само исследование. Она имеет определенную структуру. Выделяют два уровня научного исследования — эмпирический и теоретический.
►Эмпирическое исследование (от греч. empeiria — опыт) — это опытное познание.
►Теоретическое исследование (от греч. theoria — рассматриваю, исследую) представляет собой систему логических высказываний включающих в себя математические формулы, схемы, графики