РАСПАД РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В ГОДЫ РЕВОЛЮЦИИ И ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ

Социалистическая революция в России и создание Советского гос-ва 381

полагалось сформировать из двух групп республик: с менее широкими правами (как в РСФСР) и с более широкими (как в СССР).

4. «Демократически-социалистическое» течение включа­ло «народных социалистов», эсеров и социал-демократов. В рамках этого направления возникли различные группы «сме­новеховского» толка, ориентирующиеся на перерождение Советской власти и оценивавшие октябрьский переворот как «национальную революцию». В Софии, Харбине, Праге воз­никли группы «национал-большевиков», «партии националь­ных демократов», «национально-трудовой союз нового поко­ления», младороссов и евразийцев. Для этих движений были характерны ярко выраженный национализм, солидаризм и активизм. Некоторые из них позже примкнули к итальянско­му фашизму и германскому национал-социализму. Особое место принадлежало евразийству, рассматривавшему Рос­сию — Евразию как особый геополитический мир, особую культуру. Евразийцы настаивали на сильной идеократичес-кой государственности, основанной на «идее-правительни­це» и федеративном устройстве с сильным центром. Близкие к ним «младороссы» предлагали в будущей России сочетать наследственную монархию с системой Советов. Политичес­кие партии предполагалось заменить профессиональными корпорациями, воссоздать государственную религию.

Государственно-политические программы русской эми­грации оказали незначительное влияние на внутриполити­ческую жизнь России, но отражали многие реальные процес­сы, происходившие в сферах государственного, националь­ного и правового строительства страны.

Распад Империи начался еще в период февральской револю­ции, когда заметно усилились сепаратистские тенденции на ее окраинах. В начале ноября 1917 г. СНК принял Деклара­цию прав народов России, провозгласившую следующие



УН».

 


 


принципы национальной политики: равенство и суверен­ность всех народов России; право народов на самоопределе­ние, вплоть до отделения и образования самостоятельных государств; свободное развитие национальных меньшинств. На основе положений Декларации в декабре 1917 г. получила полную самостоятельность Финляндия, в ноябре 1917г. наци­ональную автономию получают многочисленные народности Кавказа, Закавказья, Средней Азии и Сибири.

Для проведения национальной политики был создан На­родный комиссариат по делам национальностей, в структуре которого образовывались национальные отделы и нацио­нальные комиссариаты (латышский, литовский, белорус­ский — к концу 1918 г. их число возросло до семи).

Конституция РСФСР 1918 г. закрепила принцип нацио­нально-территориальной федерации. За период с лета 1918 г. и по 1920 г. на территории РСФСР возникло более 20 нацио­нально-автономных образований (республик и областей). Ру­ководящие органы автономных республик (наркоматы) либо находились в непосредственном подчинении соответствую­щих наркоматов РСФСР, либо подчинялись только высшим органам автономной республики (ЦИК и СНК). Структура этих органов повторяла структуру органов РСФСР.

В феврале 1920 г. ВЦИК принял постановление «Об обра­зовании комиссии по разработке вопросов федеративного устройства РСФСР», которое должно было урегулировать правовые отношения между федерацией и составляющими ее республиками. (К этому моменту наряду с ранее возникши­ми Туркестанской и Башкирской автономными республика­ми образуются Татарская, Киргизская автономные республи­ки, Карельская трудовая коммуна. Чувашская, Калмыцкая, Марийская, Удмуртская автономные области.)

Система органов власти в автономных республиках повто­ряла систему органов власти РСФСР, а система органов влас­ти автономной области — систему органов власти в губерни­ях: областной съезд Советов и исполнительный комитет авто­номной области. При центральных органах РСФСР (при ВЦИК) создавались специальные представительства авто­номных республик, с 1920 г. они были переданы Наркомнацу РСФСР. Одновременно создавались представительства Нар-