РАСПАД РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В ГОДЫ РЕВОЛЮЦИИ И ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ
Социалистическая революция в России и создание Советского гос-ва 381
полагалось сформировать из двух групп республик: с менее широкими правами (как в РСФСР) и с более широкими (как в СССР).
4. «Демократически-социалистическое» течение включало «народных социалистов», эсеров и социал-демократов. В рамках этого направления возникли различные группы «сменовеховского» толка, ориентирующиеся на перерождение Советской власти и оценивавшие октябрьский переворот как «национальную революцию». В Софии, Харбине, Праге возникли группы «национал-большевиков», «партии национальных демократов», «национально-трудовой союз нового поколения», младороссов и евразийцев. Для этих движений были характерны ярко выраженный национализм, солидаризм и активизм. Некоторые из них позже примкнули к итальянскому фашизму и германскому национал-социализму. Особое место принадлежало евразийству, рассматривавшему Россию — Евразию как особый геополитический мир, особую культуру. Евразийцы настаивали на сильной идеократичес-кой государственности, основанной на «идее-правительнице» и федеративном устройстве с сильным центром. Близкие к ним «младороссы» предлагали в будущей России сочетать наследственную монархию с системой Советов. Политические партии предполагалось заменить профессиональными корпорациями, воссоздать государственную религию.
Государственно-политические программы русской эмиграции оказали незначительное влияние на внутриполитическую жизнь России, но отражали многие реальные процессы, происходившие в сферах государственного, национального и правового строительства страны.
Распад Империи начался еще в период февральской революции, когда заметно усилились сепаратистские тенденции на ее окраинах. В начале ноября 1917 г. СНК принял Декларацию прав народов России, провозгласившую следующие
УН». |
принципы национальной политики: равенство и суверенность всех народов России; право народов на самоопределение, вплоть до отделения и образования самостоятельных государств; свободное развитие национальных меньшинств. На основе положений Декларации в декабре 1917 г. получила полную самостоятельность Финляндия, в ноябре 1917г. национальную автономию получают многочисленные народности Кавказа, Закавказья, Средней Азии и Сибири.
Для проведения национальной политики был создан Народный комиссариат по делам национальностей, в структуре которого образовывались национальные отделы и национальные комиссариаты (латышский, литовский, белорусский — к концу 1918 г. их число возросло до семи).
Конституция РСФСР 1918 г. закрепила принцип национально-территориальной федерации. За период с лета 1918 г. и по 1920 г. на территории РСФСР возникло более 20 национально-автономных образований (республик и областей). Руководящие органы автономных республик (наркоматы) либо находились в непосредственном подчинении соответствующих наркоматов РСФСР, либо подчинялись только высшим органам автономной республики (ЦИК и СНК). Структура этих органов повторяла структуру органов РСФСР.
В феврале 1920 г. ВЦИК принял постановление «Об образовании комиссии по разработке вопросов федеративного устройства РСФСР», которое должно было урегулировать правовые отношения между федерацией и составляющими ее республиками. (К этому моменту наряду с ранее возникшими Туркестанской и Башкирской автономными республиками образуются Татарская, Киргизская автономные республики, Карельская трудовая коммуна. Чувашская, Калмыцкая, Марийская, Удмуртская автономные области.)
Система органов власти в автономных республиках повторяла систему органов власти РСФСР, а система органов власти автономной области — систему органов власти в губерниях: областной съезд Советов и исполнительный комитет автономной области. При центральных органах РСФСР (при ВЦИК) создавались специальные представительства автономных республик, с 1920 г. они были переданы Наркомнацу РСФСР. Одновременно создавались представительства Нар-