Устная речь. Монолог и диалог.

Есть еще одно различие между письменной и устной речью.

О нем говорят пословицы: Что написано пером – не вырубишь и топором. Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.

Написанное может долго сохраняться. Произнесенное, сказанное – недолговечно.

Говорение – это вид речевой деятельности, посредством которого осуществляется устное вербальное общение. Результатом говорения является создание продукта этой деятельности – высказывания.

Говорение осуществляется в формах монологической и диалогической речи.

Монолог – это организованный вид речи. Он представляет собой продолжительное высказывание одного лица, обращенное к собеседнику или аудитории. Устная монологическая речь является сложной формой речевой коммуникации и отражает степень образованности человека. (Например, крестьянам в XIX веке монолог вообще был несвойствен).

В учебнике «Речевая коммуникация» авторы приводят такой пример:

В 1907 году молодой филолог Лев Васильевич Щерба (впоследствии академик) приехал в Германию, чтобы выучить и описать язык лужичан – немногочисленной славянской народности, издавна живущей среди немецкого населения. Лужицкий язык был почти неизвестен ученым. Вскоре Щерба подготовил книгу с описанием фонетики, синтаксиса этого языка. Оставалось только записать со слов носителей языка некоторое количество импровизированных повествовательных рассказов в качестве образцов текстов на лужицком языке.

Но тут возникло затруднение, о котором Щерба так писал в приложении к книге: «Я не мог найти людей, которые бы могли связно что-то рассказать. … Вообще, припоминая время, проведенное мною среди этих полукрестьян, полуфабричных, я с удивлением констатирую тот факт, что я никогда не слышал монологов, а только отрывочные диалоги. Бывали случаи, что при мне люди ездили в Лейпциг на выставку, по делам в окрестные города и т.п., но никто и никогда не рассказывал о своих впечатлениях: дело ограничивалось обыкновенно более или менее оживленным диалогом».

Устная монологическая речь лежит в основе риторики, которая сыграла огромную роль в истории развития человечества. За 2500 лет существования суть риторики трактовалась по-разному. Древние греки называли риторику «искусством убеждения». Во времена римской цивилизации под риторикой стали понимать «искусство говорить хорошо». В эпоху средневековья и начальный период Возрождения риторика трактуется как «искусство украшения речи». В наиболее общем виде риторика есть искусство воздействия. Поскольку каждое воздействие есть деятельность, следовательно, риторика тоже деятельность. Речь в риторике понимается в широком смысле как акт, направленное действие. В современной теории речевой коммуникации риторика понимается как: 1)наука об ораторском искусстве; 2)свод правил ораторского искусства или учебной дисциплины; 3)злоупотребление ораторским искусством (непонимание и недооценка ее теоретического, общественного и образовательного значения).

Монологическая речь – основа риторики, процесс целенаправленного сообщения, сознательного воздействия на людей посредством языка. Оратор обращается к слушателям с определенной целью, по определенному поводу и при определенных обстоятельствах.

Цель монологической речи: информирование слушающих, пробуждение в них тех или иных чувств, побуждение к определенным действиям.

В соответствии с этим выделяют речь информационную, убеждающую и побуждающую.

Информационная речь имеет функцию передачи и обогащения знаний. Виды информационной речи: сообщение, отчет, выступление на собрании, доклад и т.д. При изложении материала рекомендуется пользоваться достоверной информацией, логически безупречной аргументацией, учитывать причинно-следственную взаимосвязь явлений. Необходимо также дозировать информацию и адаптировать ее с учетом культурного, образовательного и профессионального уровня слушателей.

В убеждающей речи на первом плане эмоциональный аспект, поэтому необходимо учитывать восприимчивость слушателей, их эмоциональную культуру. Сюда относятся торжественная речь, поздравительная, поминальная, напутственная и др. Выступающий должен воспитать в себе умение психологически правильно «настроиться» на слушателей на основе знания их запросов, эмоциональности, актуальной жизненной ситуации.

Побуждающая речь направлена на то, чтобы побудить слушателей к тем или иным действиям, воздействуя прежде всего на их волю. Формы побуждающей речи: митинговая, политическая, рекламная и др. Высказывания пубуждающей речи должны быть краткими и направленными на выявление вопросов о том, что необходимо сделать; почему это необходимо сделать; как это сделать.

Всегда ли эти формы речей реализуются в чистом виде?

Далеко не всегда. В информационной речи не исключается возможность использования призыва; в убеждающей - не всегда можно обойтись без обоснования, доказательства, опровержения, а в побуждающей нередко использование эмоциональных средств изложения.

Структура монолога. Монолог состоит из трех частей: вступления, основной части и заключения.

Во вступлении устанавливается связь между темой, слушателями и выступающим с целью привлечения внимания слушателей к предмету изложения. Каждый оратор должен стремиться к тому, чтобы сделать начало речи возможно более эффектным, нетрадиционным для данной ситуации. Во вступительной части ораторы используют следующие речевые приемы:

- ретроспективный обзор затрагиваемой темы;

- обоснование необходимости рассмотрения темы с позиций сегодняшнего дня;

- разъяснение основных понятий темы;

- изложение ошибок, предрассудков, одностороннего подхода к проблемам темы речи;

- изложение плана предстоящей речи и т.д.

В основной части раскрывается суть темы с помощью логически безупречных и достоверных аргументов. Аргументация побуждает слушателей к творческому осмыслению темы, приглашает к диалогу и дискуссии. При изложении основной части выступления оратор должен следить за тем, чтобы предмет речи оставался неизменным, чтобы на него «нанизывались» все аргументы, подчеркивая и укрепляя те или иные его аспекты.

Следует учитывать особенности аудитории: ее социально-профессиональный состав и культурно-образовательный уровень; степень подготовленности слушателей, их возраст, пол, национальные особенности; однородность/неоднородность по всем параметрам.

Так, речь для взрослой аудитории должна характеризоваться логическим развитием мысли, аргументированностью изложения, тогда как для молодежной аудитории наиболее эффективными будут эмоциональные речи.

Если у слушателей нет достаточных теоретических знаний по тематике выступления и навыков абстрактного мышления, то лучше использовать метод индукции: от изложения типичных, конкретных, известных явлений переходить к выявлению закономерностей и обобщению (от частного к общему). При дедуктивном методе, наоборот, от общих закономерностей переходят к детальным характеристикам и оценкам конкретных процессов и явлений (от общего к частному).

В заключении подводится итог выступления. Оно должно быть кратким, соответствовать содержанию основной части и выражаться в следующих формах: выводы, собственное мнение говорящего, указание на еще не решенные проблемы, аппелирование к слушателям (предостережение, пожелание, призыв к действиям), остроумное высказывание, благодарность слушателям.

Если оратор не смог соблюсти регламент, то он вынужден прервать свое выступление на полуслове, что придает речи незавершенность, недосказанность. С другой стороны, излишне затянутое заключение поневоле воспринимается как новая основная часть выступления.

Мастерство устной монологической речи приходит с опытом. Некоторые молодые ораторы (не возраст, а опыт) испытывают скованность и даже страх перед публичным выступлением. Не имея достаточного опыта выступлений, они нередко недооценивают свои возможности, не владеют в должной мере психологически целесообразными и риторически эффективными речевыми приемами и тактиками.

Примеры причин, вызывающих скованность оратора:

- Чрезмерное погружение в собственные переживания.

- Недооценка собственных возможностей.

- Недостаток опыта.

- Ошибочная оценка слушателей.

- Воспоминания о провале.