История зарубежной литературы

 

Античная литература

Изучение зарубежной литературы следует начать с античной литературы, самой древней в Европе (но не в мире, т.к. в нем существует ещё индийская, китайская, египетская, шумерская литературы). Слово античная происходит от лат. «антиквус», что означает древний.

Античная литература - яркий пример словесно-художественного творчества разных народов, так как создавалась древними греками и римлянами в условиях рабовладельческой формации на протяжении большой исторической эпохи, охватившей целое тысячелетие или тысячедвухсотлетие (с 7 в. до н.э. по 3 в н.э.).

В этой периодизации выделяется несколько периодов особенного расцвета литературы:

-период греческой классики, время наивысшего расцвета древнегреческой литературы - 5-4 века до н.э., когда центром развития литературы становится самый развитый греческий полис (т.е. город-государство) Афины, который переживал апогей развития рабовладельческой демократии и возглавил войну против персов. Тогда получили литературную обработку эпические поэмы «Илиада» и «Одиссея» Гомера, первые памятники древнегреческой литературы (до них существовало только устное народное творчество), активно развивалась античная лирика (Пиндар, Алкей, Сапфо/Сафо, Анакреонт), а также получила развитие драма - Эсхил, Софокл, (Э)Еврипид, Аристофан.

-период древнеримской классики - литература 1 века до н.э., когда в Риме рабовладельческая республика сменилась империей (время правления императора Августа) и творили крупнейшие римские поэты Вергилий, Гораций, Овидий.

Следует перечислить целый ряд особенностей древнегреческой и древнеримской литературы:

1. Мифологическая по своей образности(боги первоначально осознавались как воплощения сил природы, потом как высшие духовные существа, покровители и судьи людей).

2. Стихотворная по форме(античная метрическая система).

3. Возвышенно-героическая по содержанию. Идеологическое миросозерцание греков того времени было гражданское,поэтому человек осознавался ими как представитель сословия и гражданин. Они стремились возвеличивать добродетели человека и порицать его пороки и уделяли поэтому основное внимание изображению подвигов богов и героев как средству возвеличивания современности.

4. Торжественно-патетическая по форме,гражданственно-патетическая форма требовала особенно возвышенного стиля для выражения идей героики, высших гуманистических идей того времени.

Таким образом, можно сказать, что образы богов и героев древности выражают в античной литературе социальное содержание того времени и идейно-гражданскую тенденцию.