Тема 2. Разработка и реализация управленческих решений. 10 страница

новых показателей, установить их причины и выявить резервы. Основные виды сравне-

ний, применяемые при анализе: отчетные показатели с плановыми показателями; плано-

вые показатели с показателями предшествующего периода; отчетные показатели с

показателями предшествующих периодов; показатели работы за каждый день; сравнения

со среднеотраслевыми данными; показатели качества продукции данного предприятия с

показателями аналогичных предприятий-конкурентов и др. Сопоставимость сравнивае-

мых показателей. РУКОВОДСТВО ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

«УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ»

Индексный метод применяется при изучении сложных явлений, отдельные элемен-

ты которых неизмеримы.

Балансовый метод предполагает сопоставление взаимосвязанных показателей хо-

зяйственной деятельности с целью выяснения и измерения их взаимного влияния, а также

подсчета резервов повышения эффективности производства.

Метод цепных подстановок заключается в получении ряда корректированных зна-

чений обобщающего показателя путем последовательной замены базисных значений фак-

торов – сомножителей фактическими.

Метод элиминирования позволяет выделить действие одного фактора на обоб-

щающие показатели производственно-хозяйственной деятельности, исключает действие

других факторов.

Графический метод является средством иллюстрации хозяйственных процессов и

исчисления ряда показателей и оформления результатов анализа.

Функционально-стоимостный анализ (ФСА) – это метод системного исследования,

применяемого по назначению объекта (изделия, процессы, структуры) с целью повышения

полезного эффекта (отдачи) на единицу совокупных затрат за жизненный цикл объекта.

Экономико-математические методы анализа (ЭММ) применяются для выбора наи-

лучших, оптимальных вариантов, определяющих хозяйственные решения в сложившихся

или планируемых экономических условиях. Примерный перечень задач экономического

анализа, для решения которых могут быть использованы ЭММ.

Приемы анализа: прием сводки и группировки; прием абсолютных и относитель-

ных величин; прием средних величин; прием динамических рядов; прием сплошных и вы-

борочных наблюдений; прием детализации и обобщения.

Прием сводки и группировки. Сводка предполагает подведение общего результата

действия различных факторов на обобщающий показатель производственно-хозяйственной

деятельности предприятия. Группировка заключается в выделении среди изучаемых явле-

ний характерных групп по тем или иным признакам.

Прием абсолютных и относительных величин. Абсолютные величины характери-

зуют размеры (величины, объемы) экономических явлений. Относительные величины ха-

рактеризуют уровень выполнения плановых заданий, соблюдение норм, темпы роста и

прироста, структуру, удельный вес или показатели интенсивности.

Прием средних величин используется для обобщающей характеристики массовых,

качественно однородных, экономических явлений.

Прием динамических рядов предполагает характеристику изменений показателей

во времени, показ последовательных значений показателей, вскрытие закономерностей и

тенденций развития.

Прием сплошных и выборочных наблюдений. Сплошные наблюдения предпола-

гают изучение всей совокупности явлений, характеризующих какую-либо одну сторону

производственно-хозяйственной деятельности предприятия.

Прием детализации и обобщения. Детализация проводится путем разложения

обобщающего (конечного) показателя на частные. Обобщения раскрывают связь между

частями целого (объекта, явления, процесса), итогами деятельности и отдельных подраз-

делений и определяют степень их влияния на общие результаты.

Функционально-стоимостный анализ (ФСА) как метод повышения полезного эф-

фекта объекта на единицу совокупных затрат за его жизненный цикл в настоящее время

широко применяется в промышленно развитых странах. Области применения ФСА: опти-

мизация конструкции машин и оборудования, технологий, организационных структур

фирм и их подразделений, методов организации производства. РУКОВОДСТВО ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

«УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ»

Основные задачи ФСА: достижение оптимального соотношения между полезным

эффектом объекта и совокупными затратами за его жизненный цикл; нахождение совер-

шенно новых технических решений за счет применения функционального подхода; сни-

жение расхода различных видов ресурсов по стадиям жизненного цикла объекта за счет

ликвидации или сокращения вспомогательных и вредных (ненужных) функций объекта.

Основные принципы проведения ФСА: принцип функционального подхода, т.е.

рассмотрения объекта исследования с позиций тех функций, для выполнения которых он

создается; принцип стоимостной оценки, заключающийся в непрерывной экономической

оценке возникающих технических решений; принцип системного подхода к объекту ФСА;

принцип комплексного подхода; принцип динамического подхода; принцип полного ис-

пользования достижений информатики и эвристики и др.

Основные особенности проведения ФСА: объектом анализа может быть любая сис-

тема, ее подсистемы или элементы, по которым можно количественно выразить полезный

эффект их функционирования по назначению; глобальным критерием ФСА является мак-

симум полезного эффекта объекта на единицу совокупных затрат ресурсов за его жизнен-

ный цикл; одновременно и с равной степенью детализации анализируется оптимальность

элементов полезного эффекта и совокупных затрат по объекту; при проведении ФСА пре-

жде всего устанавливается целесообразность функций, которые должен выполнять проек-

тируемый объект в конкретных условиях, либо целесообразность, достаточность и избы-

точность функций существующего объекта.

Организация работ по ФСА. Проведение ФСА конкретных объектов включает:

подготовку к внедрению метода, пропаганду его возможностей для повышения эффектив-

ности производства; обучение менеджеров и специалистов основам метода; подготовку

специалистов для работы в координационной группе по внедрению ФСА; обеспечение ра-

бот по ФСА нормативно-методическими документами; формирование и функционирова-

ние рабочих органов ФСА, интегрированных с существующими службами фирмы; созда-

ние экономических условий для проведения работ по ФСА и внедрения рекомендаций

ФСА на основе их планирования, финансирования и стимулирования.

Основные этапы проведения ФСА: подготовительный; информационный; аналити-

ческий; творческий; исследовательский; рекомендательный; внедренческий.

 

Цели изучения темы:

1. Формулирование исходных представлений об анализе управленческих решений,

как о процессе познания, использующим анализ, синтез, эксперимент, моделирование,

мышление.

2. Формирование исходных представлений о функционально-стоимостном анализе,

как о методе повышения полезного эффекта объекта на единицу совокупных затрат за его

жизненный цикл.

3. Сопоставление различных методов и приемов анализа управленческих решений.

 

Задачи изучения темы:

1. Ознакомление с основными принципами диалектики.

2. Ознакомление со специфическими принципами анализа управленческих решений.

3. Рассмотрение сущности методов анализа управленческих решений.

4. Рассмотрение сущности приемов анализа управленческих решений.

5. Ознакомление с основам функционально-стоимостного анализа. РУКОВОДСТВО ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

«УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ»

Успешно изучив тему, студент:

Знает:

1. Сущность анализа управленческих решений.

2. Принципы анализа управленческих решений.

3. Специфические принципы анализа управленческих решений.

4. Сущность методов анализа управленческих решений.

5. Основные виды сравнений.

6. Приемы анализа управленческих решений.

7. Основные задачи функционально-стоимостного анализа.

8. Основные принципы функционально-стоимостного анализа.

9. Основные особенности проведения функционально-стоимостного анализа.

10. Основные этапы проведения функционально-стоимостного анализа.

Умеет:

1. Основываясь на принципах анализа управленческих решений, проводить непо-

средственно анализа управленческих решений.

2. Понимать сущность принципов диалектики.

3. Анализировать специфические принципы анализа управленческих решений.

4. Определять метод анализа управленческих решений.

5. Выявлять особенности проведения функционально-стоимостного анализа.

6. Определять основные задачи функционально-стоимостного анализа.

7. Анализировать принципы проведения функционально-стоимостного анализа.

Приобретает навыки:

1. Анализа принятых управленческих решений.

2. Анализа проблемы количества и качества.

3. Выявления специфических принципов анализа.

4. Определения приема анализа управленческих решений.

5. Организации работ по проведению функционально-стоимостного анализа.

6. Анализа этапов проведения функционально-стоимостного анализа.

 

Изучив тему, необходимо акцентировать внимание на следующих понятиях:

ƒ Решение;

ƒ Диалектика;

ƒ Анализ;

ƒ Синтез;

ƒ Мышление;

ƒ Виды сравнения;

ƒ Принципы диалектики;

ƒ Системный подход;

ƒ Динамический подход;

ƒ Функционально-стоимостной анализ;

ƒ Этапы функционально-стоимостного анализа;

ƒ Особенности функционально-стоимостного анализа;

ƒ Задачи функционально-стоимостного анализа;

ƒ Принципы функционально-стоимостного анализа.

 

Порядок изучения темы:

Для изучения темы выделяется 2 лекционных часа, 2 часа практических занятий,

4 часа самостоятельной работы. РУКОВОДСТВО ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

«УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ»

Предусмотрены следующие лекции и практические занятия в форме семинаров:

1. Анализ управленческих решений.

 

Предусмотрена самостоятельная работа студентов в следующих формах:

1. Подготовка к лекции.

2. Подготовка к семинарским занятиям.

3. Подготовка докладов и рефератов.

4. Участие в чатах.

5. Участие в тьюториалах.

6. Изучение дополнительной литературы.

 

Методические указания:

Вопросы лекции и практического занятия:

1. Сущность и принципы анализа управленческих решений

2. Методы и приемы анализа: сущность и область применения

3. Основы функционально-стоимостного анализа

 

При изучении первого вопроса:

Готовясь к лекции.

Познакомьтесь с темой лекции. Прочитайте тему 5.1. материалов курса «Управлен-

ческие решения». Попробуйте разобраться в терминах «синтез», «диалектика». Попробуй-

те самостоятельно определить, что такое анализ управленческих решений. На каких прин-

ципах диалектики он строится? Какова сущность анализа управленческих решений?

На лекции Вы узнаете о составляющих процесса познания, об основных принципах

диалектики, на которых базируется анализ. Узнаете сущность этих принципов. Познако-

митесь со схемой проявления принципа анализа и синтеза. Подробно будет рассмотрена и

описана данная схема.

При подготовке к семинарскому занятию.

Из материалов лекции и учебника Вы узнали о принципах диалектики, о процессе

познания, в основе которого лежат анализ, синтез, эксперимент, моделирование, мышле-

ние. Познакомились со схемой проявления принципов единства анализа и синтеза. Узнали

о тесной взаимосвязи синтеза и анализа.

При подготовке к семинарскому занятию проанализируйте схему проявления

принципа единства анализа и синтеза. Постройте свое дерево эффективности конкретного

товара. Покажите на построенном дереве взаимосвязь синтеза и анализа. Приведите пока-

затели эффективности своего товара.

 

При изучении второго вопроса:

Готовясь к лекции.

Познакомьтесь с темой лекции. Прочитайте тему 5.2. материалов курса «Управлен-

ческие решения». Предположите, какие методы лежат в основе анализа управленческих

решений. Какова сущность каждого метода? Что лежит в основе каждого метода? Каковы

приемы анализа управленческих решений? Что лежит в основе каждого?

На лекции Вы услышите о методах анализа управленческих ситуаций. Узнаете сущ-

ность каждого. Когда, в каком случае применяется какой прием. Кроме того, познакомитесь

с приемами анализа управленческих решений. Узнаете, что лежит в основе каждого. РУКОВОДСТВО ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

«УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ»

При подготовке к семинарскому занятию.

Из материалов лекции и учебника Вы узнали: какие методы и приемы существуют

для анализа управленческих решений. Какова сущность каждого приема и метода, какова

область их применения. Узнали, какие виды сравнений применяются при анализе управ-

ленческих решений.

При подготовке к семинарскому занятию проанализируйте сущность каждого

приема и принципа. Предположите, в каком случае применение какого приема и принципа

наиболее эффективно и почему. Результаты своей работы вынесите на обсуждение на се-

минарском занятии.

Чат.

В течение 15 минут проведите обсуждение с однокурсниками на тему:

ƒ Применение графического метода анализа управленческих решений. Каковы его

преимущества.

ƒ Применение метода сравнения анализа управленческих решений. Каковы его

преимущества.

ƒ Применение метода элиминирования анализа управленческих решений. Каковы

его преимущества.

Тьюториал.

В группах по четыре человека, рассмотрите следующую ситуацию. Предположите,

что у Вас есть фирма, которая столкнулась с неблагоприятной управленческой ситуации

(ситуация должна быть конкретной). Вы приняли управленческое решений (принятое

управленческое решение должно быть конкретным). Проанализируйте принятое Вами

управленческое решение, применяя все известные Вам методы анализа.

Более подробную информацию по данному теоретическому вопросу Вы можете

узнать из следующих изданий:

ƒ Р.А. Фатхутдинов Разработка управленческого решения. – М.: ЗАО «Бизнес-

школа «Интел-синтез», 1998. – стр. 125-173.

 

При изучении третьего вопроса:

Готовясь к лекции.

Познакомьтесь с темой лекции. Прочитайте тему 5.3. материалов курса «Управлен-

ческие решения». Подумайте, почему функционально-стоимостному анализу уделяют

особое внимание? Какова его сущность? Каковы его основные задачи, принципы его про-

ведения, особенности проведения, этапы проведения?

На лекции Вы узнаете сущность функционально-стоимостного анализа, основные

принципы функционально-стоимостного анализа, основные принципы, особенности его

проведения. Узнаете об организации работ по проведению функционально-стоимостного

анализа. Подробно будут описаны этапы проведения функционально-стоимостного анализа.

При подготовке к семинарскому занятию.

Из материалов лекции и учебника вы узнали о функционально-стоимостном анали-

зе, как о методе повышения полезного эффекта объекта за единицу совокупных затрат за

его жизненный цикл. Узнали, каковы основные задачи и принципы функционально-

стоимостного анализа, особенности его проведения. Узнали об организации работ по

функционально-стоимостному анализу. Узнали об этапах его проведения.

Проанализируйте полученные знания на лекции. Попробуйте ответить на вопрос:

какова область применения функционально-стоимостного анализа. Как, используя данный

метод анализа управленческих решений, можно изменить организационную структуру

предприятия. РУКОВОДСТВО ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

«УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ»

Более подробную информацию по данному теоретическому вопросу Вы можете

получить из следующих изданий:

ƒ Р.А. Фатхутдинов Разработка управленческого решения. – М.: ЗАО «Бизнес-

школа «Интел-синтез», 1998. – стр. 149-152.

 

Контрольные вопросы и тесты:

Ответьте: да или нет

 

1. Метод сравнения основан на сравнении плановых показателей с фактическими.

2. При применении метода сравнения сравнению с плановыми показателями под-

вергаются только бухгалтерские данные.

3. Балансовый метод основан на сравнении плановых показателей с данными бух-

галтерского баланса.

4. Графический метод является средством иллюстрации хозяйственных процессов

предприятия.

5. Функционально-стоимостный анализ лежит в основе функционально подхода.

6. Функционально-стоимостный анализ лежит в основе системного подхода.

7. Экономико-математические методы анализа управленческих решений применя-

ются для выбора наилучших, оптимальных вариантов, определяющих хозяйственные ре-

шения в сложившихся или планируемых условиях.

8. Организация работ по функционально-стоимостному анализу включает в себя 7

этапов.

9. Проведение функционально-стоимостного анализа происходит в 7 этапов.

10. Основной этап при проведение функционально-стоимостного анализа – анали-

тический.

 

При изучении темы 5 необходимо:

Читать:

Основная литература:

1. «Управленческие решения» учебник (глава 5).

2. Р.А. Фатхутдинов Разработка управленческого решения. – М.: ЗАО «Бизнес-

школа «Интел-синтез», 1998. - стр. 125-173.

 

Дополнительная литература:

1. М.И. Баканов, А.Д. Шеремет Теория экономического анализа: Учебник. – М.:

Финансы и статистика, 1996. – стр. 56-61.

2. М.X. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури Основы менеджмента. – М.: Дело, 1998. –

стр. 216-238.

 

Посетить сайты Интернет:

1. http://www.altrc.ru (Аналитическое обеспечение принятия управленческих решений).

2. http://www.apsco.ru/seminars/3.htm (Повышение эффективности разработки и реа-

лизации управленческих решений в бизнесе. Типовые проблемы в ходе реализации управ-

ленческих решений).

3. http://www.romic.ru/cgi-bin/refs.cgi?302=34/240-2474.zip (Банк рефератов. Совер-

шенствование процесса принятия управленческих решений).

4. http://www.consulting.ru/main/mgmt/books/m7/092_1.shtml (Разработки и реализа-

ции управленческих решений).

5. http://www.acgroup.ru/trenings/project.php (Аналитическая система Project Expert –

инструмент поддержки управленческих решений в бизнесе). РУКОВОДСТВО ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

«УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ»

ТЕМА 6. МЕТОДЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ

УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ

 

Содержание темы:

Прогнозирование, как одно из основных составляющих управленческого процесса.

Основные уровни технологий и стадии реализации идей.

Прогноз, есть научно обоснованное суждение о возможных состояниях объекта в

будущем, об альтернативных путях и сроках его существования. Структура прогноза.

Взаимосвязь прогнозирования управленческих решений с планированием. План и прогноз

как взаимодополняющие друг друга стадии планирования при определяющей роли плана

как ведущего звена управления.

Цель прогнозирования управленческих решений.

Основные задачи прогнозирования: разработка прогноза рыночной потребности в

каждом конкретном виде потребительной стоимости в соответствии с результатами мар-

кетинговых исследований; выявление основных экономических, социальных и научно-

технических тенденций, оказывающих влияние на потребность в тех или иных видах по-

лезного эффекта; выбор показателей, оказывающих существенное влияние на величину

полезного эффекта прогнозируемой продукции в условиях рынка; выбор метода прогно-

зирования и периода упреждения прогноза; прогнозирование показателей качества новой

продукции во времени с учетом влияющих на них факторов; прогноз организационно-

технического уровня производства по стадиям жизненного цикла продукции; оптимиза-

ция прогнозных показателей качества по критерию максимального полезного эффекта при

минимальных совокупных затратах за жизненный цикл продукции; обоснование экономи-

ческой целесообразности разработки новой или повышения качества и эффективности

выпускаемой продукции исходя из наличных ресурсов и приоритетов.

Полезный эффект от эксплуатации или потребления продукции. Всю продукцию

при определении полезного эффекта разделяют на: промышленную продукцию, полезный

эффект которой характеризуется отдачей (сырье, материалы, смазочные материалы, топ-

ливо, значительное количество предметов народного потребления, пищевые продукты и

т.д.) и промышленную продукцию, полезный эффект которой выражается выполненной

работой в единицу времени (станки, подъемно-транспортные средства, полиграфическое

оборудование, нефтеаппаратура и т.д.).

Основным принципы научно-технического прогнозирования: системность; ком-

плектность; непрерывность; вариантность; адекватность; оптимальность.

Принципы системности требуют взаимоувязанное и соподчиненности прогнозов

развития объектов прогнозирования и прогностического фона.

Принцип непрерывности требует корректировки прогноза по мере поступления но-

вых данных об объекте прогнозирования или о прогнозном фоне.

Принцип адекватности прогноза объективным закономерностям характеризует не

только процесс выявления, но и оценку устойчивых тенденций и взаимосвязей в развитии

производства и создании теоретического аналога реальных экономических процессов с их

полной и точной имитацией.

В результате оптимизации прогнозных значений полезного эффекта и затрат по

критерию максимизации экономического эффекта из множества альтернативных вариан-

тов должен быть выбран наилучший.

Основные источники исходной информации для прогнозирования: статистическая,

финансово-бухгалтерская и оперативная отчетность предприятий и организаций; научно-

техническая документация по результатам выполнения НИОКР, включая обзоры, про-РУКОВОДСТВО ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

«УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ»

спекты, каталоги и другую информацию по развитию науки и техники в стране и за рубе-

жом; патентно-лицензионная документация.

Проблема информационного обеспечения научно-технического прогнозирования.

Использование информационной базы АСУ для решения задач научно-технического про-

гнозирования.

Деление информации по назначению и характеру функционирования: научно-

техническая и технико-экономическая информация, справочно-нормативная информация,

информация прогнозной ситуации и информация обратной связи.

Исходная информация включает данные, используемые в процессе выбора метода

прогнозирования, создания методик и справочно-нормативных материалов.

Объем и состав справочно-нормативной информации зависит от степени диффе-

ренциации прогнозных расчетов.

Информацию прогнозной ситуации образуют данные, характеризующие цели про-

гноза и условия, в которых будет протекать развитие прогнозируемого объекта. Состав

этой информации и ее объем также зависят от принятых методов прогнозирования, от

степени дифференциации и требуемой точности прогнозных расчетов.

Информацию обратной связи составляют данные проведенных научно-технических

прогнозов, данные об отклонениях фактического состояния объекта прогнозирования от

прогнозных величин, а также об отклонениях фактического состояния прогнозного фонда

от показателей, принятых при прогнозировании.

Классификация основных методов прогнозирования. Технологическое прогнозиро-

вание подразделяется на: изыскательское (иногда его называют еще поисковым); норма-

тивное.

В основе изыскательского прогнозирования лежит ориентация на представляющие-

ся возможности, установление тенденций развития ситуаций на основании имеющейся

при разработке прогноза информации.

В основе нормативного прогнозирования лежит ориентация на миссию организа-

ции, на те потребности и цели, к достижению которых она стремится. Нормативному про-

гнозированию соответствует перемещение в пространстве технологий от технологий бо-

лее высоких уровней к технологиям более низких уровней. Иными словами, от

потребностей и целей к средствам их реализации.

Решение таких задач, как разработка прогнозов в области экономической и ком-

мерческой активности, социальной и политической деятельности в рамках технологиче-

ского прогнозирования

Основная проблема при разработке прогнозов. Надежность количественной и каче-

ственной информации.

Экспертное прогнозирование, ориентированное в значительной степени на работу

не только с количественной, но и с качественной информацией, получаемой непосредст-

венно от экспертов.

Организация работ по прогнозированию. Задачи организации работ по прогнозиро-

ванию: сбор и систематизация необходимой информации для прогнозирования; подготов-

ка специалистов, владеющих основными приемами и методами прогнозирования; форми-

рование и организация функционирования рабочих органов программирования,

интегрированных с существующими службами управления.

Принципы организации работ по прогнозированию.

Требования к рациональной организации работ по прогнозированию: обеспечение

оперативного получения вариантов развития качественных характеристик изучаемого

объекта, условий его производства и потребления, тенденцию изменения полезного эф- РУКОВОДСТВО ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

«УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ»

фекта и элементов затрат по стадиям жизненного цикла объекта и уменьшение затрат

средств и времени на проведение прогнозирования.

Принципы организации работ по прогнозированию: адресность; сбалансирован-

ность; параллельность; непрерывность; прямоточность; адекватность; управляемость; аль-

тернативность; адаптивность.

Принцип адресности состоит в выполнении прогнозов для строго определенной

научно-исследовательской или проектно-конструкторской организации, а также пред-

приятия-изготовителя объекта.

Принцип параллельности проведения работ по прогнозированию различными

службами используется для сокращения времени сбора и обработки исходной информа-

ции и выполнения самого прогноза.

Принцип непрерывности состоит в систематическом сборе и обработке поступаю-

щей дополнительной информации после выполнения прогноза и внесения необходимых

корректив в прогноз по мере необходимости.

Принцип прямоточности предусматривает строго целесообразную передачу ин-

формации от одного исполнителя к другому по кратчайшему пути.

Принцип автоматичности является одним из основных для сокращения времени и

затрат на сбор и обработку исходных данных и выполнение прогнозирования.

Принцип адекватности помогает точнее оценить вероятность реализации выявлен-

ной тенденции изменения полезного эффекта и затрат на его получение. Для использова-

ния принципа управляемости необходимо применять количественные оценки показателей

качества и затрат, экономико-математические методы и модели управления.

Принцип альтернативности прогнозирования связан с возможностью развития объ-

екта, отдельных его компонентов и технологии изготовления изделия по разным траекто-

риям, с различными затратами в зависимости от использования тех или иных принципов,

закладываемых в конструкцию или технологию.

Принцип адаптивности прогнозирования заключается в изучении и максимальном

использовании факторов внешней и внутренней среды объекта как системы, в приспособ-

лении методов и параметров прогнозирования к этим факторам, к конкретной ситуации.

Прогнозирование полезного эффекта и элементов совокупных затрат, являясь не-

отъемлемой составной частью системы планирования качества и эффективности продук-

ции, выполняет в ней функции вероятностного, вариантного (альтернативного) предвиде-

ния будущего на основе раскрытия и измерения объективных тенденций повышения

качества продукции и затрат на его достижение.

Прогнозные разработки как неотъемлемая составная часть комплексных целевых

программ.

Этапы при разработке прогнозов: сбор, анализ и корректировка материалов по про-

гнозированию; анализ сложившихся тенденций и проблем повышения качества продук-

ции; разработка прогнозов в составе предполагаемой комплексной программы.