Что обусловило появление ораторского искусства

Объективной основой зарождения ораторского искусст­ва как социального явления стала насущная необходи­мость публичного обсуждения и решения вопросов, имев­ших общественную значимость. ЧтЪбы обосновать ту или иную точку зрения, доказать правильность выдвигаемых идей и положений, отстоять свою позицию, нужно было хорошо владеть искусством слова, уметь убедить слушате­лей и повлиять на их выбор.

История свидетельствует, что важнейшим условием по­явления и развития ораторского искусства, свободного обмена мнениями по жизненно важным проблемам, дви­жущей силой прогрессивных идей, критической мысли являются демократические формы управления, активное участие граждан в политической жизни страны. Не слу­чайно ораторское искусство называют «духовным детищем демократии».

Это обнаружилось еще в Древней Греции. Наглядным примером служит сравнение двух наиболее значительных городов-государств — Спарты и Афин, имевших различное государственное устройство.

Спарта была типичной олигархической республикой. Она управлялась двумя царями и советом старейшин. Вер­ховным органом власти считалось народное собрание, но фактически никакого значения оно не имело. Плутарх, рассказывая биографию Ликурга, легендарного законода­теля, повествует о порядке проведения собраний в Спар­те. Место, где проходили собрания, не имело ни укрытий, ни каких-либо украшений, так как это, по мнению прави­телей, не способствует здравости суждений, напротив — причиняет один только вред, занимает ум собравшихся пустяками и вздором, рассеивает их внимание.

Плутарх отмечает любопытную деталь. Когда впо­следствии народ «разного рода изъятиями и прибавле­ниями» стал изменять утверждаемые решения, цари при­няли постановление: «Если народ постановит неверно, ста­рейшинам и царям распустить», то есть решение приня­тым не считать, а уйти и распустить народ на том основа­нии, что он извращает и переиначивает лучшее и наибо­лее полезное. Такой порядок ведения государственных дел давал возможность аристократам почти бесконтрольно решать все вопросы и не способствовал широкому учас­тию граждан в управлении.

По-иному складывалась политическая жизнь в Афинах, которые в середине V века до н.э. стали самым крупным экономическим, политическим и культурным центром Древ­ней Греции. Здесь был установлен строй рабовладельчес­кой демократии. Большое значение имели три основных учреждения: народное собрание, совет пятисот и суд.

Главная роль принадлежала народному собранию (эк-клесии), которое юридически обладало полной верховной властью. Через каждые 10 дней афинские граждане соби­рались на площади своего города и обсуждали важные государственные дела. Только народное собрание могло принять решение об объявлении войны и заключении мира, об избрании высших должностных лиц, об издании раз­личных постановлений и т. д. Народному собранию под­чинялись все другие государственные органы.

Между заседаниями народного собрания текущие дела рассматривались советом пятисот (булэ). Члены совета избирались по жребию из числа граждан, имевших не ме­нее 30 лет от роду, по 50 человек от каждого из 10 райо­нов, находившихся на территории полиса. Судебными де­лами, а также законодательной деятельностью занимался суд присяжных (гелиэя). Он был довольно многочислен­ным. В него входило 6 тысяч присяжных заседателей, что исключало опасность подкупа судей. Специальных госу­дарственных обвинителей в Афинах не было. Любой граж­данин мог возбуждать и поддерживать обвинение. Не было на суде и защитников. Подсудимый должен был защи­щаться сам. Естественно, что при таком свободном демократическом строе в Афинах гражданам часто прихо­дилось выступать в суде или народном собрании, прини­мать активное участие в делах полиса. При обсуждении вопросов между партиями в народном собрании про­тивоположными сторонами в суде нередко велась ожес­точенная борьба. И чтобы успешно вести дело в суде или удачно выступать в народном собрании, надо было уметь хорошо и убедительно говорить, отстаивать свою пози­цию, опровергать мнение оппонента, то есть владение ора­торским искусством и умение спорить было первой необ­ходимостью для афинян.

По свидетельству историков, казарменное спартанское государство не оставило ничего достойного своим потом­кам, в то время как Афины с их демократическими спора­ми на площадях, в суде и на народных собраниях в корот­кий срок выдвинули величайших мыслителей, ученых, поэтов, создали бессмертные произведения культуры.

Как подчеркивают исследователи, наиболее активно ораторское искусство развивается в переломные эпохи в жизни общества. Оно широко применяется, когда возни­кает историческая потребность участия народных масс в решении важных государственных вопросов. Ораторское искусство помогает сплачивать людей вокруг общего дела, убеждая, воодушевляя и направляя их. Доказательством этого является расцвет красноречия в эпоху Возрожде­ния, в периоды социальных революций, когда в обществен­ное движение вовлекаются миллионные массы трудящихся. Новый всплеск общественного интереса к ораторскому искус­ству наблюдается в настоящее время в связи с демо­кратическими процессами, происходящими в нашей стране.