Муфты центробежные (пусковые).

Для запуска машин с большими разгоняемыми массами (транспортирующие машины, центрифуги, вентиляторы и т.д.) необходимо применять мощные двигатели, развивающие большой вращающий момент при запуске и работающие после этого с большой недогрузкой при стационарном рабочем режиме машины. Это существенно удорожает стоимость машины и ее эксплуатации. В этих случаях весьма целесообразно применять центробежные муфты.

По виду рабочего элемента центробежные муфты делят на колодочные и с сыпучим наполнителем. Эти муфты служат для автоматического плавного соединения (или разъединения) агрегатов при достижении ведущей полумуфтой заданной угловой скорости.

Временно отсутствует
Рис. 19.27

На рис.19.27а представлена схема колодочной нормально-разомкнутой муфты. На ведущей полумуфте (на рис. не показана) установлены колодки 1 с осью поворота 4 и пружины растяжения 3, отжимающие с силой Fп колодки от рабочей поверхности ведомой полумуфты 2. По мере разгона ведущей полумуфты центробежные силы Fц, преодолевая силу пружин Fп, плавно прижимают колодки к рабочей поверхности ведомой полумуфты, вызывая появление силы трения Fтр.

На рис.19.27б представлена схема центробежной муфты с дробью. Ведущий вал 1 жестко соединен с разъемным корпусом 2. Ведомый вал 3 жестко соединен с диском 4, имеющим радиальные гофры. При вращении корпуса муфты стальная дробь 5 под действием центробежных сил перемещается к периферии корпуса, уплотняется и плавно увлекает диск 4 силами трения.

Временно отсутствует
Рис. 19.28

На рис.19.28 представлена колодочная центробежная муфта, встроенная в шкив клиноременной передачи. Ступица 2 является ведущей полумуфтой, с которой подвижно в радиальном направлении соединены три колодки 3 с фрикционными накладками. Ведомая полумуфта 1, являясь шкивом, установлена на ступице 2 на двух подшипниках качения. Если муфта не вращается, полумуфты 1 и 2 разъединены. При вращении ведущей полумуфты 2, колодки также начинают вращаться и под действием центробежных сил плавно прижимаются к цилиндрической поверхности в ведомой полумуфте, соединяя полумуфты.

Передаваемый муфтой вращающий момент равен моменту сил трения

Т= Fr · f · Rтр · z = (G /g) · (p2 r / 900) · n2 · f · Rтр · z ,

где G – вес колодки, Н;
g – ускорение свободного падения, м/с2 ;
r – расстояние от оси вращения до центра тяжести колодки, м;
n – частота вращения муфты, об/мин;
f - коэффициент трения;
Rтр – радиус трения, м;
z – число колодок.

Давление на колодках не должно превышать допустимого, определяемого ресурсом фрикционной накладки р = Fr / A £ [ p ], где Fr – радиальная сила, действующая на колодку; А – площадь рабочей поверхности колодки.

Подробную информацию по конструкции центробежных муфт, их расчета и подбора можно получить в [32].

Контрольные вопросы

1. Классификация муфт приводов по их назначению в машинах.

2. Изобразите конструкцию и приведите расчет фланцевой глухой муфты.

3. Какие виды смещений валов компенсируют сдвоенные зубчатые муфты? Изобразите конструкцию зубчатой компенсирующей муфты.

4. Перечислите основные характеристики упругих муфт. В каких случаях применяют упругие муфты?

5. Изобразите конструкцию фрикционной муфты сцепления. Опишите принцип работы этой муфты и приведите её расчет.

6. В каких случаях применяют предохранительные муфты? Изобразите конструкцию предохранительных муфт-с разрушающимся элементом и фрикционной. Приведите расчет этих муфт.

7. Изобразите конструкцию и опишите принцип действия роликовой обгонной муфты.

 

 

 

О КАФЕДРЕ • КУРС ОКДМ • КОНТРОЛЬ ПО ОКДМ • КУРС ТНУ • КОТРОЛЬ ПО ТНУ • СПРАВОЧНИК