Между Севером и Югом – борьба за Иудею

Распад державы Александра.

Войны диадохов.

Наследниками Александра стали малолетний Александр IV и слабоумный сводный брат Арридей, прозванный Филиппом III, а регентами — военачаль­ники.

Первый регент Пердикка был убит своими командирами.

Второй регент Антипатр с трудом избежал такой судьбы (в 321 г.) и умер в 319 г.

Когда армия назначила Полиперхонта наследни­ком Антипатра, влиятельные правители провинций отказались ему повиноваться, и борьба между частями Александровой ар­мии распространилась на всю империю.

В этой борьбе оба царя и даже мать Александра Олимпиада были убиты мятежными полководцами.

В 311 году полководцы, за исключени­ем Селевка в Месопотамии, примирились.

Антигон, командо­вавший войсками в Азии, попытался подчинить Селевка в ходе войны, которая опустошила Вавилонию.

В 306 году, ког­да война снова разгорелась, Антигон принял титул царя.

В 305 году царем назвал себя Птолемей, наместник Египта.

В 304 году — Селевк.

Империя Александра развалилась, хотя новые цари и продолжали борьбу еще 10 лет.

 

«Морской путь», дорога, по которой армии двигались из Египта в Азию и обратно, пересекал приморскую равнину у границ Иудеи.

Орды воинов в сопровождении бесконечных обозов, женщин, детей и собственных солдатских рабов, а так­же торговцев опустошали страну.

В 306 году Антигон повел 80000 пеших солдат и 8000 конных на Египет. На содержании у населения Палестины в течение нескольких не­дель было 300000 человек с бесчисленным скотом.

При этом Антигон, по его соб­ственному признанию, только подобрал колосья после жатвы Александра.

Пять раз в течение столетия (в 280—279, 276—272, 242— 241, 219—217 и в 203 гг.) цари Юга и цари Севера (выражаясь языком Книги Даниила) — то есть Птолемеи Александрии и Селевкиды Антиохии — отправлялись на войну.

За двадцать лет Иерусалим переходил из рук в руки семь раз:

1 - 320 году (или 319-м), 2-3 — в 318, 4 - в 315, 5-6 — в 312, 7 - в 302 году.

Субботнее поражение: Агатархид Книдский:

(208) Рассказав об этом, Агатархид смеется над суеверием Стратоники, а ради примера приводит историю, повествующую о нас. Вот как он пишет:

(209) "Так называемые иудеи, населяющие самый неприступный из городов, который местные жители называют "Гиеросолимы", имеют обыкновение каждый седьмой день проводить в праздности; в это время они не носят оружия, не возделывают землю, пренебрегают какими бы то ни было обязанностями, а вместо этого с утра до вечера, воздевая руки, молятся в храме.

(210) Когда Птолемей Лаг со своим войском входил в город, эти люди вместо того, чтобы защищать его стены, упорствовали в своей глупости. Так отечество их получило жестокого властелина, а обычай, предписанный законом, обнаружил свою негодность.

(211) Этот случай всех, кроме них самих, научил лишь тогда прибегать к сновидениям и принятым издревле толкованиям закона, когда отчаялись в человеческой способности уразуметь происходящее".

Рухнуло представление о стабильности, установившееся при персах:

Изгнание отвратительных чужеземцев всегда было традиционной темой египетской историографии.

Те­перь египетские жрецы стали отождествлять чу­жаков с греками: Данай и Кадм, доисторические колонизато­ры Греции и предки Александра, говорили они, были изгнаны из Египта вместе с евреями как мерзкие чужеземцы.

Арамейская история повествовала о том, как великий ва­вилонский царь Навуходоносор увидел во сне статую, сделан­ную из четырех металлов: золота, серебра, меди и железа. Пос­ледовательность металлов, нисходящая по ценности, но объединяющая их в единое целое, указывала на значение этого сна: династия Навуходоносора прекратится в четвертом поко­лении. Предсказатель сказал Навуходоносору: «Ты, царь, — золотая глава». Подобно этому Иеремия (27:6-7) провозглаша­ет, что все народы будут служить Навуходоносору, его сыну и внуку, «покуда не придет время его собственной страны».