Экспедиции в Египет.

169 г. – после первого похода он прибыл в Иерусалим как друг. Но, нуждаясь в золоте, похоже, он взял деньги из Храма.

1-я книга Маккавеев:

8 И владычествовали слуги его (Александра Македонского) каждый в своем месте.

9 И по смерти его все они возложили на себя венцы, а после них и сыновья их в течение многих лет; и умножили зло на земле.

10 И вышел от них корень греха - Антиох Епифан, сын царя Антиоха, который был заложником в Риме, и воцарился в сто тридцать седьмом году царства Эллинского.

11 В те дни вышли из Израиля сыны беззаконные и убеждали многих, говоря: пойдем и заключим союз с народами, окружающими нас, ибо с тех пор, как мы отделились от них, постигли нас многие бедствия.

12 И добрым показалось это слово в глазах их.

13 Некоторые из народа изъявили желание и отправились к царю; и он дал им право исполнять установления языческие.

14 Они построили в Иерусалиме училище по обычаю языческому

15 и установили у себя необрезание, и отступили от святого завета, и соединились с язычниками, и продались, чтобы делать зло.

16 Когда Антиох увидел, что царство укрепилось, предпринял воцариться над Египтом, чтобы царствовать над двумя царствами,

17 и вошел он в Египет с сильным ополчением, с колесницами, и слонами, и всадниками, и множеством кораблей;

18 и вступил в сражение с Птолемеем, царем Египетским; и убоялся Птолемей от лица его и обратился в бегство, и много пало раненых.

19 И овладели они укрепленными городами в земле Египетской, и взял он добычу из земли Египетской.

20 После поражения Египта Антиох возвратился в сто сорок третьем году и пошел против Израиля, и вступил в Иерусалим с сильным ополчением;

21 вошел во святилище с надменностью и взял золотой жертвенник, светильник и все сосуды его,

22 и трапезу предложения, и возлияльники, и чаши, и кадильницы золотые, и завесу, и венцы, и золотое украшение, бывшее снаружи храма, и всё обобрал.

23 Взял и серебро, и золото, и драгоценные сосуды, и взял скрытые сокровища, какие отыскал.

24 И, взяв всё, отправился в землю свою и совершил убийства, и говорил с великою надменностью.

25 Посему был великий плач в Израиле, во всех местах его.

 

168 г. – второй поход Антиоха в Египет. Страсти в Иерусалиме все накалялись. Пущен слух, что он погиб.

Ясон из Трансиордании с небольшим войском идет на Иерусалим.

2-я книга Маккавеев:

5 Когда потом разнесся ложный слух, будто Антиох умер, Ясон, собрав не менее тысячи мужей, сделал внезапное нападение на город; когда они взошли на стену и наконец город был взят, Менелай убежал в крепость.

6 А Ясон нещадно производил кровопролитие между своими согражданами, не размышляя о том, что успех против одноплеменников есть величайшее несчастье, и воображая получить трофеи как бы над врагами, а не одноплеменными.

7 Впрочем, он не достиг начальства, а концом его злоумышлений было то, что он с позором, как беглец, опять ушел в страну Аммонитскую.

Но с кем он воюет в Иерусалиме? С Менелаем?

2-я книга Маккавеев:

7… Иудеи, писали к вам в скорби и страданиях, постигших нас в те годы, как отложился Ясон и соумышленники его от святой земли и царства.

8 Они сожгли ворота и пролили невинную кровь. Тогда мы молились Господу и были услышаны, и приносили жертву и возжигали светильники, и предлагали хлебы.

Ясона выбили из города. Кто? Менелай?

2-я книга Маккавеев:

11 Когда все происшедшее дошло до слуха царя, он подумал, что Иудея отлагается от него, поднялся из Египта, рассвирепев в душе, и взял город вооруженною рукою.

12 Он приказал воинам нещадно бить всех, кто попадется, и умерщвлять, кто станет скрываться в домах.

13 Так совершилось избиение юных и старых, умерщвление мужей, жен и детей, заклание дев и младенцев.

14 В продолжение трех дней погибло восемьдесят тысяч: сорок тысяч пало от руки убийц, и не меньше убитых было продано.

15 Но, не удовольствовавшись этим, он дерзнул войти в святейший на всей земле храм, имея проводником Менелая, этого предателя законов и отечества.

Анализ текста дает право предположить – Ясона выгнали граждане Иерусалима.

И это уже ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА.

Антиох освободил Менелая (видимо, был заперт в цитадели) и привел город к покорности.

Но после его ухода, видимо, восстание вспыхнуло с новой силой:

2-я книга Маккавеев:

21 Итак, Антиох, похитив из храма тысячу восемьсот талантов, поспешно удалился в Антиохию, в превозношении сердца находя возможным сделать землю судоходною и море сухопутным.

22 Между тем он оставил приставников, чтобы угнетать народ, в Иерусалиме - Филиппа, родом Фригийца, нравом же человека еще более жестокого, нежели каков был поставивший его,

23 а в Гаризине - Андроника и, сверх того, Менелая, который превзошел прочих злобою к жителям и имел враждебное расположение к гражданам Иудейским.

24 Он послал виновника нечестия, Аполлония (царский помощник), с двадцатью двумя тысячами войска, повелев всех взрослых избить, а женщин и детей продавать.

25 Он же, придя в Иерусалим и притворно храня мир, медлил до святого дня субботы и, застигнув Иудеев во время покоя, велел своим людям вооружиться.

26 Всех, вышедших на это зрелище, он умертвил и, вторгшись с войском в город, избил множество народа.

Антиох поселил в Акре иноплеменников. Язычников. А это еще и изъятие земель у местного населения. Иерусалим превратился в языческий и по населению город.

Т.о. классический взгляд:

Столкновения между партиями – военное вмешательство Антиоха – гонения – восстание Маккавеев НЕ РАБОТАЕТ! Это позиция авторов Маккавейских книг, писавших историю возвышения Хасмонеев. (Принято и в Израиле). И тогда Антиох – Безумный.

Фаты говорят о том, что до 168 г. у него нет четкого представления о политике в отношении Иудеи. Но события этого и 169 года породили в нем уверенность, что весь корень зла в ИУДАИЗМЕ, провоцирующем восстания в эллинистическом уже Иерусалиме.

Тогда – ГОНЕНИЯ!

На сцену вышел народ.

Не только и не столько реформы Ясона и Менелая, сколько агрессивная деятельность сподвижников Антиоха в 168 г. спровоцировали народ Иерусалима к бегству из города и привели его к сопротивлению.

Храм превратился в капище Бала Шамина под именем Зевса Олимпийского, с сирийскими проститутками, а Менелай продолжал выполнять роль первосвященника в этом храме. Но народ уже покинул город.

Только в 167 г. последовали указы Антиоха.

1-я книга Маккавеев:

41 Царь Антиох написал всему царству своему, чтобы все были одним народом

42 и чтобы каждый оставил свой закон. И согласились все народы по слову царя.

43 И многие из Израиля приняли идолослужение его и принесли жертвы идолам, и осквернили субботу.

44 Царь послал через вестников грамоты в Иерусалим и в города Иудейские, чтобы они следовали узаконениям, чужим для сей земли,

45 и чтобы не допускались всесожжения и жертвоприношения, и возлияние в святилище, чтобы ругались над субботами и праздниками

46 и оскверняли святилище и святых,

47 чтобы строили жертвенники, храмы и капища идольские, и приносили в жертву свиные мяса и скотов нечистых,

48 и оставляли сыновей своих необрезанными, и оскверняли души их всякою нечистотою и мерзостью,

49 для того, чтобы забыли закон и изменили все постановления.

50 А если кто не сделает по слову царя, да будет предан смерти.

51 Согласно этому, писал он всему царству своему и поставил надзирателей над всем народом, и повелел городам Иудейским приносить жертвы во всяком городе.

52 И собрались к ним многие из народа, все, которые оставили закон, - и совершили зло в земле;

53 и заставили Израиля укрываться во всяком убежище его.

54 В пятнадцатый день Хаслева, сто сорок пятого года, устроили на жертвеннике мерзость запустения, и в городах Иудейских вокруг построили жертвенники,

ИТАК:

Действия Аполлония в 168 вызвали восстание

Действия Антиоха придали ему религиозный смысл.

Почему его указы были анти-религиозными?

Восставшими руководили ХАСИДЕИ. Религиозные представители еврейского общества. (Комментаторы, писцы). Собственно, восстание давно идет. Люди разбегаются по деревням Палестины, одиночные стычки.

Нет руководителя.

Нет цели.

Нет противника. (Антиох, сирийцы, язычники, Товиады, эллинисты….)

Товиады оказались на службе сирийцев. Вряд ли они об этом мечтали. Но отступать было некуда.

Их назвали «просвещенными иудаистами», а не эллинистами в прямом смысле этого слова. (Реформизм?)