Основные понятия

Информационная безопасность

Зависимость современных организаций от компьютерных технологий стала настолько сильной, что вывод из строя компьютерной сети или программного обеспечения может остановить работу предприятия. Чтобы этого не произошло, нужно соблюдать правила информационной безопасности.

Информационная безопасность – это защищённость информации от любых действий, в результате которых информация может быть искажена или утеряна, а владельцам или пользователям информации нанесён недопустимый ущерб.

Прежде всего, в защите нуждается государственная и военная тайна, коммерческая тайна, юридическая тайна, врачебная тайна. Необходимо защищать личную информацию: паспортные данные, данные о банковских счетах, логины и пароли на сайтах, а также любую информация, которую можно использовать для шантажа, вымогательства и т.п.

Конечно, невозможно защититься от любых потерь, поэтому задача состоит в том, чтобы исключить именно недопустимый ущерб. С точки зрения экономики, средства защиты не должны стоить больше, чем возможные потери.

Защита информации –это деятельность по предотвращению утечки защищаемой информации, несанкционированных и непреднамеренных воздействий на защищаемую информацию (ГОСТ Р 50922-96).

Защита информации – это меры, направленные на то, чтобы не потерять информацию, не допустить ее искажения, а также не допустить, чтобы к ней получили доступ люди, не имеющие на это права. В результате нужно обеспечить:

- доступность информации – возможность получения информации за приемлемое время;

- целостность (отсутствие искажений) информации;

- конфиденциальность информации (недоступность для посторонних).

Доступность информации нарушается, например, когда оборудование выходит из строя, или веб-сайт не отвечает на запросы пользователей в результате массовой атаки вредоносных программ через Интернет.

Нарушения целостности информации – это кража или искажение информации, например, подделка сообщений электронной почты и других цифровых документов.

Конфиденциальность нарушается, когда информация становится известной тем людям, которые не должны о ней знать (происходит перехват секретной информации).

В компьютерных сетях защищенность информации снижается в сравнении с отдельным компьютером, потому что

- в сети работает много пользователей, их состав меняется;

- есть возможность незаконного подключения к сети;

- существуют уязвимости в сетевом программном обеспечении;

- возможны атаки взломщиков и вредоносных программ через сеть.

В России вопросы, связанные с защитой информации, регулирует закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

Технические средствазащиты информации – это замки, решетки на окнах, системы сигнализации и видеонаблюдения, другие устройства, которые блокируют возможные каналы утечки информации или позволяют их обнаружить.

Программные средстваобеспечивают доступ к данным по паролю, шифрование информации, удаление временных файлов, защиту от вредоносных программ и др.

Организационные средствавключают:

- распределение помещений и прокладку линий связи таким образом, чтобы злоумышленнику было сложно до них добраться;

- политику безопасности организации.

Сервера, как правило, находятся в отдельном (охраняемом) помещении и доступны только администраторам сети. Важная информация должна периодически копироваться на резервные носители (диски или магнитную ленту), чтобы сохранить ее в случае сбоев. Обычные сотрудники (не администраторы)

- имеют право доступа только к тем данным, которые им нужны для работы;

- не имеют права устанавливать программное обеспечение;

- раз в месяц должны менять пароли.

Самое слабое звено любой системы защиты – это человек. Некоторые пользователи могут записывать пароли на видном месте (чтобы не забыть) и передавать их другим, при этом возможность незаконного доступа к информации значительно возрастает. Поэтому очень важно обучить пользователей основам информационной безопасности.

Большинство утечек информации связано с «инсайдерами» (англ. inside – внутри) – недобросовестными сотрудниками, работающими в фирме. Известны случаи утечки закрытой информации не через ответственных сотрудников, а через секретарей, уборщиц и другого «вспомогательного» персонала. Поэтому ни один человек не должен иметь возможности причинить непоправимый вред (в одиночку уничтожить, украсть или изменить данные, вывести из строя оборудование).