Процессы планирования
Введение
Тема 5. Планирование проекта
Сущность планированиясостоит в задании целей и способов их достижения на основе формирования комплекса работ (мероприятий, действий), которые должны быть выполнены, применении методов и средств реализации этих работ, увязки ресурсов, необходимых для их выполнения, согласовании действий организации-участников проекта.
Деятельность по разработке планов охватывает все этапы создания и исполнения проекта. Она начинается с участия руководителя проекта (проект-менеджера) в процессе разработки концепции проекта, продолжается при выборе стратегических решений по проекту, а также при разработке его деталей, включая составление контрактных предложений, заключение контрактов, выполнение работ, и заканчивается при завершении проекта.
На этапе планирования определяются все необходимые параметры реализации проекта:
a) продолжительность по каждому из контролируемых элементов проекта;
b) потребность в трудовых, материально-технических и финансовых ресурсах,
c) сроки поставки сырья, материалов, комплектующих и технологического оборудования,
d) сроки и объемы привлечения проектных, строительных и других организаций.
Процессы и процедуры планирования проекта должны обеспечивать реализуемость проекта в заданные сроки с минимальной стоимостью, в рамках нормативных затрат ресурсов и с надлежащим качеством.
Основная цель планированиясостоит в построении модели реализации проекта. Она необходима для координации деятельности участников проекта, с ее помощью определяется порядок, в котором должны выполняться работы, и т. д.
Объем и детальность планирования определяется полезностью информации, которую можно получить в результате его выполнения, и зависит от содержания (замысла) проекта.
Процессы планирования могут повторяться и входить в состав итерационной процедуры, выполняемой до достижения определенного результата.
Основные процессыпланирования могут повторяться несколько раз, в течение как всего проекта, так и его отдельных фаз. К основным процессам относят:
1) планирование содержания проекта и его документирование;
2) описание содержания проекта, определение основных этапов реализации проекта, декомпозиция их на более мелкие и управляемые элементы;
3) составление сметы, оценка стоимости ресурсов, необходимых для выполнения работ проекта;
4) определение работ, формирование списка конкретных работ, которые обеспечивают достижение целей проекта;
5) расстановка (последовательность) работ, определение и документирование технологических зависимостей и ограничений на работы;
6) оценка продолжительности работ, трудозатрат и других ресурсов, необходимых для выполнения отдельных работ;
7) расчет расписания, анализ технологических зависимостей выполнения работ, длительностей работ и требований к ресурсам;
8) планирование ресурсов, определение того, какие ресурсы (люди, оборудование, материалы) и в каких количествах потребуются для выполнения работ проекта. Определение, в какие сроки работы могут быть выполнены с учетом ограниченности ресурсов;
9) составление бюджета, привязка сметных затрат к конкретным видам деятельности;
10) создание (разработка) плана проекта, сбор результатов остальных процессов планирования и их объединение в общий документ.
Вспомогательные процессывыполняются по мере необходимости. К ним относят:
1) планирование качества, определение стандартов качества, соответствующих данному проекту, и поиск путей их достижения;
2) организационное планирование (проектирование), определение, обследование, документирование и распределение проектных ролей, ответственности и отношений подчиненности;
3) подбор кадров, формирование команды проекта на всех стадиях жизненного цикла проекта, набор необходимых людских ресурсов, включенных в проект и работающих в нем;
4) планирование коммуникаций, определение информационных и коммуникационных потребностей участников проекта: кому и какая информация необходима, когда и как она им должна быть доставлена;
5) идентификация и оценка рисков, определение того, какой фактор неопределенности и в какой степени может повлиять на ход реализации проекта, определение благоприятного и неблагоприятного сценария реализации проекта, документирование рисков;
6) планирование поставок, определение того, что, каким образом, когда и с помощью кого закупать и поставлять;
7) планирование предложений, документирование товарных требований и определение потенциальных поставщиков.