Процессы планирования

Введение

Тема 5. Планирование проекта

Сущность планированиясостоит в задании целей и способов их достижения на основе формирования комплекса работ (мероприятий, действий), которые должны быть выполнены, применении методов и средств реализации этих работ, увязки ресурсов, необходимых для их выполнения, согласовании действий органи­зации-участников проекта.

Деятельность по разработке планов охватывает все этапы создания и исполне­ния проекта. Она начинается с участия руководителя проекта (проект-менеджера) в процессе разработки концепции проекта, продолжается при выборе стратегиче­ских решений по проекту, а также при разработке его деталей, включая составле­ние контрактных предложений, заключение контрактов, выполнение работ, и за­канчивается при завершении проекта.

На этапе планирования определяются все необходимые параметры реализации проекта:

a) продолжительность по каждому из контролируемых элементов проекта;

b) потребность в трудовых, материально-технических и финансовых ресурсах,

c) сроки поставки сырья, материалов, комплектующих и технологического оборудования,

d) сроки и объемы привлечения проектных, строительных и других организаций.

Процессы и процедуры планирования проекта должны обеспечивать реализуемость проекта в заданные сроки с минимальной стоимостью, в рамках нормативных за­трат ресурсов и с надлежащим качеством.

Основная цель планированиясостоит в построении модели реализации проек­та. Она необходима для координации деятельности участников проекта, с ее по­мощью определяется порядок, в котором должны выполняться работы, и т. д.

Объем и детальность планирования определяется полезностью информации, которую можно получить в результате его выполнения, и зависит от содер­жания (замысла) проекта.

Процессы планирования могут повторяться и входить в состав итерационной процедуры, выполняемой до достижения определенного результата.

Основные процессыпланирования могут повторяться несколько раз, в тече­ние как всего проекта, так и его отдельных фаз. К основным процессам относят:

1) планирование содержания проекта и его документирование;

2) описание содержания проекта, определение основных этапов реализации про­екта, декомпозиция их на более мелкие и управляемые элементы;

3) составление сметы, оценка стоимости ресурсов, необходимых для выполнения работ проекта;

4) определение работ, формирование списка конкретных работ, которые обеспе­чивают достижение целей проекта;

5) расстановка (последовательность) работ, определение и документирование тех­нологических зависимостей и ограничений на работы;

6) оценка продолжительности работ, трудозатрат и других ресурсов, необходи­мых для выполнения отдельных работ;

7) расчет расписания, анализ технологических зависимостей выполнения работ, длительностей работ и требований к ресурсам;

8) планирование ресурсов, определение того, какие ресурсы (люди, оборудова­ние, материалы) и в каких количествах потребуются для выполнения работ проекта. Определение, в какие сроки работы могут быть выполнены с учетом ограниченности ресурсов;

9) составление бюджета, привязка сметных затрат к конкретным видам деятель­ности;

10) создание (разработка) плана проекта, сбор результатов остальных процессов планирования и их объединение в общий документ.

Вспомогательные процессывыполняются по мере необходимости. К ним относят:

1) планирование качества, определение стандартов качества, соответствующих данному проекту, и поиск путей их достижения;

2) организационное планирование (проектирование), определение, обследование, документирование и распределение проектных ролей, ответственности и отно­шений подчиненности;

3) подбор кадров, формирование команды проекта на всех стадиях жизненного цикла проекта, набор необходимых людских ресурсов, включенных в проект и работающих в нем;

4) планирование коммуникаций, определение информационных и коммуникацион­ных потребностей участников проекта: кому и какая информация необходима, когда и как она им должна быть доставлена;

5) идентификация и оценка рисков, определение того, какой фактор неопределен­ности и в какой степени может повлиять на ход реализации проекта, определение благоприятного и неблагоприятного сценария реализации проекта, доку­ментирование рисков;

6) планирование поставок, определение того, что, каким образом, когда и с помо­щью кого закупать и поставлять;

7) планирование предложений, документирование товарных требований и опреде­ление потенциальных поставщиков.