СИМФОНИЯ № 4 c-moll

1856-1915

Один из крупнейших русских музыкальных деятелей, композитор, ученый пианист, педагог. Ученик Чайковского и Рубинштейна, он стал воспитателем большого числа русских музыкантов, таких как Скрябин, Рахманинов, Метнер, Гольденвейзер.

Музыкальные вкусы Танеева весьма показательны. Он ценил величайших композиторов-мыслителей: Баха, Бетховена, Генделя; питал любовь к музыке Чайковского. Его произведения имеют мужественный, активный характер. В них отразилась воля и вера в победу светлого, разумного начала. Для них характерна философская глубина, а лирике чужда открытая эмоциональность.

Танеев работал в различных жанрах. Им созданы симфонии, квартеты, квинтеты, фортепианные ансамбли, опера «Орестея» на сюжет Эсхила, три кантаты: «Иоанн Дамаскин», «По прочтении псалма», «Памятник»; хоры, романсы.

Танеев – автор научных трудов: «Подвижной контрапункт строгого письма», «Учение о каноне».

Танеев получил прекрасное образование в семье. Его отец окончил Московский университет по трем факультетам, был музыкантом-любителем (играл на скрипке и на флейте). Музыкальное дарование проявилось рано, в пять лет. В десять лет Танеев поступает в Московскую консерваторию по классу фортепиано. Через три года начинает заниматься в классе композиции у Чайковского, в классе фортепиано у Рубинштейна. Заканчивает консерваторию в 1875 году по двум специальностям, получив большую золотую медаль.

В качестве пианиста совершил ряд концертных поездок по России, побывал в Париже. Танеев постоянно совершенствовал фортепианную технику и технику композиции; изучает классическое наследие и современную музыку. В 1878 году входит в состав профессоров Московской консерватории по классу гармонии и сочинения. С этого момента ведет активную общественную деятельность. Четыре года пребывает на посту ректора.

90е годы – время расцвета творческой деятельности и создания лучших произведений (симфония № 4, квартеты № 5 и 6, два струнных квинтета, кантата «По прочтении псалма»).

В 1905 году уходит из консерватории и принимает активное участие в деятельности Московской симфонической капеллы. В 1906 году возглавляет народную консерваторию. Танеев – основатель научного музыкального общества. Последние годы жизни ведет активную концертную деятельность.

Музыка Танеева не программная. Основная идея творчества – утверждение победы добра, гармонии, разума соответствует классическим принципам. В своих произведениях композитор затрагивает высоконравственные эстетические проблемы: долга, совести, свободы личности. Музыка Танеева проникнута глубоким философским смыслом, она серьезна, вдумчива, сосредоточенна. Сюжеты его немногочисленных программных произведений выходят далеко за рамки обыденного.

Стиль Танеева – яркий пример использования полифонии и строгой музыкальной формы. Своеобразен метод работы композитора. Он полагал, что творчеству должна предшествовать кропотливая работа. Это давало повод считать его музыку лишенной чувства. Но это не верно. Произведения Танеева сочетают виртуозное мастерство, сложную полифоническую технику и богатство художественных образов.