Основные принципы маркетинговой деятельности

Для маркетинга характерны следующие основополагающие по­ложения, или принципы:

1) ориентация бизнеса на запросы потребителя; глубокие и все­сторонние научно-практические исследования рынка, рыночной среды, мотиваций потребителя, а также производственно-сбытовых возмож­ностей фирмы;

2) сегментация и выявление целевого рынка;

3) адаптация или гибкое реагирование производства и сбыта на требования активного и потенциального спроса и изменение рыночных условий;

4) инновация;

5) стратегическое планирование и др.

Рассмотрим названные принципы более подробно.

Ориентация на потребителя

Ориентация фирмы на запросы потребителя предполагает объ­емную, требующую высокой квалификации научно-практическую, ис­следовательскую и аналитическую работу, всестороннее изучение по­требностей рынка, рыночной среды и мотиваций потребителя.

Анализу подлежат емкость рынка, система ценообразования и ценовая динамика, потребительские свойства товара, методы работы фирм-партнеров, каналы сбыта, способы стимулирования продаж и т.д.

Также изучаются производственно-сбытовые возможности самого предприятия, включающие ревизию товарного ассортимента, произ­водственных мощностей, системы материально-технического снабже­ния, научно-технического потенциала предприятия; проводится анализ структуры и уровня квалификации кадрового состава, финансовых возможностей и т.д.

Эти исследования имеют своей целью определение стратегии и так­тики последующей деятельности предприятия для обеспечения ему пре­имущественного успеха по сравнению с фирмами-конкурентами.

Основными методами изучения рынка, маркетинговой среды и предпочтений потребителей являются опрос, наблюдение, тестирова­ние и имитация.

Сегментация и выявление целевого рынка

Сегментация и выявление целевого рынка состоят в том, что предприятие должно выявить группы потребителей, отличающиеся однородным характером потребительских предпочтений и однотипной реакцией на меры маркетингового воздействия. Главная цель - опти­мизация затрат предприятия и повышение его конкурентоспособности при освоении и расширении рынков сбыта, избежание конфликтов и обострения прямой конкурентной борьбы на рынке.

Адаптация производства и сбыта к изменениям

Адаптация, т.е. гибкое реагирование производства и сбыта на требования активного и потенциального спроса, предполагает мо­бильность управления производственно-сбытовой деятельностью фирмы в зависимости от меняющихся требований рынка и конкретных запросов конечных потребителей, эластичности спроса и предложения как по цене, так и по другим условиям.

Тесный контакт с рынком, учет специфики спроса потребителей определяют основные направления реформирования и совершенство­вания всей работы фирмы: ее организационного построения, методов и форм деятельности, инновационных процессов в разработке, произ­водстве и сбыте товаров.

Инновация

Инновация подразумевает постоянное совершенствование, ви­доизменение и обновление выпускаемой продукции, разработку более совершенных технологий и новых направлений научно-исследова­тельских и конструкторских работ.

В инновационную политику включаются также внедрение новых форм и методов выхода на новые рынки, введение новизны в стиму­лирование сбыта и рекламную деятельность, формирование новых служб в управлении фирмой, определение новых каналов товародви­жения и сбытовой сети.

Стратегическое планирование

Стратегическое планирование как принцип маркетинговой дея­тельности тесно увязано с принципом адаптации и является его логич­ным продолжением и дополнением. Принцип стратегического плани­рования предполагает построение производственно-сбытовых марке­тинговых программ, основанных на рыночных прогнозах и прогнозах развития научно-технического прогресса и предполагающих не только приспособление политики фирмы к требованиям рынка и потребителя, но и активное воздействие на них, иными словами, конструирование рынка и запросов потребителей согласно стратегическим целям фирмы. В этом проявляется в основном не пассивная, а активная сто­рона маркетинга.

Маркетинговые программы включают конкретные стратегии и меры, направленные на реализацию поставленных перед фирмой це­лей. Они направлены на снижение уровня риска работы в условиях стихийных рыночных отношений и обеспечение гарантированного роста объемов сбыта производимой продукции.