Основные принципы маркетинговой деятельности
Для маркетинга характерны следующие основополагающие положения, или принципы:
1) ориентация бизнеса на запросы потребителя; глубокие и всесторонние научно-практические исследования рынка, рыночной среды, мотиваций потребителя, а также производственно-сбытовых возможностей фирмы;
2) сегментация и выявление целевого рынка;
3) адаптация или гибкое реагирование производства и сбыта на требования активного и потенциального спроса и изменение рыночных условий;
4) инновация;
5) стратегическое планирование и др.
Рассмотрим названные принципы более подробно.
Ориентация на потребителя
Ориентация фирмы на запросы потребителя предполагает объемную, требующую высокой квалификации научно-практическую, исследовательскую и аналитическую работу, всестороннее изучение потребностей рынка, рыночной среды и мотиваций потребителя.
Анализу подлежат емкость рынка, система ценообразования и ценовая динамика, потребительские свойства товара, методы работы фирм-партнеров, каналы сбыта, способы стимулирования продаж и т.д.
Также изучаются производственно-сбытовые возможности самого предприятия, включающие ревизию товарного ассортимента, производственных мощностей, системы материально-технического снабжения, научно-технического потенциала предприятия; проводится анализ структуры и уровня квалификации кадрового состава, финансовых возможностей и т.д.
Эти исследования имеют своей целью определение стратегии и тактики последующей деятельности предприятия для обеспечения ему преимущественного успеха по сравнению с фирмами-конкурентами.
Основными методами изучения рынка, маркетинговой среды и предпочтений потребителей являются опрос, наблюдение, тестирование и имитация.
Сегментация и выявление целевого рынка
Сегментация и выявление целевого рынка состоят в том, что предприятие должно выявить группы потребителей, отличающиеся однородным характером потребительских предпочтений и однотипной реакцией на меры маркетингового воздействия. Главная цель - оптимизация затрат предприятия и повышение его конкурентоспособности при освоении и расширении рынков сбыта, избежание конфликтов и обострения прямой конкурентной борьбы на рынке.
Адаптация производства и сбыта к изменениям
Адаптация, т.е. гибкое реагирование производства и сбыта на требования активного и потенциального спроса, предполагает мобильность управления производственно-сбытовой деятельностью фирмы в зависимости от меняющихся требований рынка и конкретных запросов конечных потребителей, эластичности спроса и предложения как по цене, так и по другим условиям.
Тесный контакт с рынком, учет специфики спроса потребителей определяют основные направления реформирования и совершенствования всей работы фирмы: ее организационного построения, методов и форм деятельности, инновационных процессов в разработке, производстве и сбыте товаров.
Инновация
Инновация подразумевает постоянное совершенствование, видоизменение и обновление выпускаемой продукции, разработку более совершенных технологий и новых направлений научно-исследовательских и конструкторских работ.
В инновационную политику включаются также внедрение новых форм и методов выхода на новые рынки, введение новизны в стимулирование сбыта и рекламную деятельность, формирование новых служб в управлении фирмой, определение новых каналов товародвижения и сбытовой сети.
Стратегическое планирование
Стратегическое планирование как принцип маркетинговой деятельности тесно увязано с принципом адаптации и является его логичным продолжением и дополнением. Принцип стратегического планирования предполагает построение производственно-сбытовых маркетинговых программ, основанных на рыночных прогнозах и прогнозах развития научно-технического прогресса и предполагающих не только приспособление политики фирмы к требованиям рынка и потребителя, но и активное воздействие на них, иными словами, конструирование рынка и запросов потребителей согласно стратегическим целям фирмы. В этом проявляется в основном не пассивная, а активная сторона маркетинга.
Маркетинговые программы включают конкретные стратегии и меры, направленные на реализацию поставленных перед фирмой целей. Они направлены на снижение уровня риска работы в условиях стихийных рыночных отношений и обеспечение гарантированного роста объемов сбыта производимой продукции.