Социальное и политическое устройство Османской империи.

Социальная структура османского общества. Успехи турок в войнах, обеспечивавших рост их политического могущества, во многом были обеспечены динамичной системой социальной организации восходящей к привычным родоплеменным связям кочевников. Оседая, вчерашние войны-кочевники превращались в несущих регулярную воинскую службу кавалеристов – сипахи,каждый из которых получил за свою службу тимар – условное наследственное владение. Право наследования было связано с обязательством наследника служить в армии.

Появились и еще более крупные пожалования того же типа – зеаметы. Их владельцами – заимами были командиры отрядов воинов – сипахи. Тимариоты и заимы составляли основу военной силы Турции. Но были и другие ее части:

1. Это воинское ополчение особой категории: командиры здесь были из тимариотов, а рядовые – войны – аскери, освобожденные от налогов и несшие за это военную службу.

2. Янычары, войны-гвардейцы, рекрутировавшиеся из райя или воспитывавшиеся при султанском дворе в специальных школах-казармах, которые находились под опекой дервишей из влиятельного суфийского ордена Бекташи.

Население страны состояло из двух основных групп: аскери (люди меча и люди пера – два разряда аскери) и райя. К первым относили всех тех, кто представлял власть султана, вторую группу составляли обычные подданные.

Военно-ленная система казалась весьма удачной основой для осман: доходы казны возрастали за счет завоеваний и присоединения новых земель, не говоря уже о военной добыче, развивавшейся торговле и процветавших городах. За счет этого существовал эффективный военный аппарат, обеспечивавший могущество империи.

С конца 18 в. распространение получила чифтликская система (частное феодальное имение, образовавшееся на государственной земле).

Политическое устройство. Объявленный «тенью Бога на земле» султан, полностью распоряжался жизнями и имуществом всех своих подданных. Его личность считалась священной и неприкосновенной. Утверждению деспотических начал османского политического режима способствовало увеличение роли «государевых рабов» в окружении монарха.

Первой фигурой в империи после султана был великий везир, который ведал всеми политико-административными и военными вопросами. Наиболее важные вопросы обсуждались в государственном совете – диване. Туда входили великий везир, столичный муфтий и важные сановники, например, глава финансового управления, глава ведомства, который разрабатывал законы и руководившего внешними связями, также два главных военных судьи, ведавших вопросами просвещения и правосудия.

Османская империя делилась на двадцать пять эялет (провинций). Во главе каждой находился бейлербей (губернатор), имевший титул паши и сосредоточил в своих всю военную и административную власть в провинции. Он имел свой двор, канцелярию и диван. Эялеты делились на санджаки (уезды), правители которых носили титул санджакбеев и пользовались той же, на подчиненной территории, властью, что и бейлербей в провинциях. Санджак был основной административно-территориальной единицей империи.

Во второй половине 18 в. османское феодальное государство переживало состояние кризиса.

Причины кризиса:

  1. Внутреннего единства Османская империя не имела. Ее отдельные части резко отличались друг от друга по этническому составу, языку, экономическому и культурному развитию, по степени зависимости от центральной волости. Турки составляли в империи меньшинство.
  2. Национально-освободительное движение разваливало империю.
  3. Главным средством обогащения турецких феодалов была военная добыча. Экономическое и военное усиление соседних европейских стран привело к военным поражениям османов.
  4. Разложение военно-ленной системы привело к упадку военной мощи османской империи (разложение сипахийского войска, янычар).
  5. Правительство не содействовало развитию торговли, наблюдался застой в городской жизни.

Возникший финансовый кризис был связан с революцией цен дошедших до Османской империи, появлением фальшивых денег, недоимки большей части налогов.